НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   
ЛЕКУВРЕР АДРИЕННА
(1692—1730)
Французская актриса. С 1717 г.— в театре «Комеди Франсез». Прославилась в
трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина, комедиях Мольера.
Адриенна Куврер родилась 5 апреля 1692 года в деревне Дамри в Шампани. Ее отец,
шляпник Робер Куврер, вскоре обосновался в Фиме (провинция Суассон), а затем
вместе с семьей переехал в Париж, где открыл мастерскую.
В Париже Адриенна обучалась грамоте у монахинь. Но она мечтала о театральных
подмостках. В четырнадцать лет Куврер выступала в любительской труппе. Среди
ролей — Паулина в «Полиевкте» Корнелия. На талантливую девушку обратил внимание
Марк Антуан Легран, актер «Комеди Франсез». Не будучи сколько-нибудь выдающимся
актером, он обладал преподавательским талантом. Адриенна с согласия родителей
стала учиться у Леграна и быстро овладела азами актерского мастерства.
Через два-три года Леграну стало ясно, что ему уже нечему учить подопечную.
Театральную карьеру Куврер надо было начинать в провинции: лучших своих актеров
королевский французский театр получал оттуда. По рекомендации Леграна, Элизабет
Клавель, открывшая театр в Лилле, включила Адриенну в свою труппу. Так Адриенна
Куврер, чью фамилию снабдили для сцены облагораживающей приставкой Ле, стала
актрисой Лилльского театра.
Сначала ей приходилось играть в комедиях. Зрители ее заметили и оценили. В 16—
17 лет ей все чаще поручались главные роли. Вскоре после своего дебюта в 1708
году Лекуврер сошлась с молодым актером Кпавелем. Он добился того, чтобы
Адриенна получила приглашение на первые роли в Люневиль в труппу герцога
Лотарингского.
В Люневиле Лекуврер встретила капитана Рикардийского полка, барона Д. В ее
глазах он был героем: в сражении при Рамильи ему прострелили навылет грудь.
После падения с лошади рана открылась, и барон умер на руках Адриен-ны. На
какое-то время она оставила сцену. И только осенью 1711 года подписала
соглашение с дирекцией театра Страсбурга, где перешла на положение первой
актрисы.
Адриенна пользовалась успехом. Талантливую актрису окружали поклонники. Самым
упорным оказался молодой граф Франсуа де Кленглен, сын аристократа. В результате
этой связи на свет появилась Франсуаза-Екатерина-Урсула. Однако именно рождение
Франсуазы стало одной из причин разрыва отношений между актрисой и графом.
Кстати, есть упоминание и о другой дочери Адриенны, родившейся в 1710 году, —
Елизавете-Адриенне. Об отце этой дочери нет сведений, кроме имени (Филипп Ле-
Руа), которое могло быть и вымышленным.
В конце 1716 года Адриенна Лекуврер переехала в Париж. Ее дебют на сцене «Комеди
Франсез» состоялся 17 мая 1717 года. Адриенна выбрала роль Электры из трагедии
под тем же названием Кребильона-старшего и роль Анжелики в мольеровском «Жорже
Дандене», единственную из комических ролей, которую она по-настоящему любила.
Хорошо зная, что именно принесло ей славу в провинции, Адриенна Лекуврер решила
и в «Комеди Франсез» отойти от господствовавшего на этой сцене декламационного
стиля. И в решающий для ее карьеры вечер она по-настоящему играла, двигалась и
жила, произносила стихи с интонацией и чувством, каких требовала в данном случае
драматическая ситуация. Публика пришла в восхищение.
После успешного дебюта Адриенна бывала занята в театре очень часто. Мо-нима в
«Митридате» Расина, главная роль в его же «Беренике», Ирина в «Андронике»
Кампистрона, Алкмена в мольеровском «Амфитрионе», наконец, Паулина из
«Полиевкта» Корнеля. Все это имело у публики такой успех, что уже 20 июня ее
формально приняли в Товарищество господ королевских актеров с половинной долей,
а через год после дебюта она стала полноправной и весьма влиятельной
сосьетеркой.
В течение тринадцати лет Адриенна была лучшей исполнительницей героинь Расина.
Конечно, она не могла не ощущать и не понимать исключительной близости Расина
именно ее дарованию. «Федра» и «Ифигения», «Митридат» и «Баязет», «Андромаха» и
«Береника» — вот трагедии, где Адриенна выступала чаще всего. Кроме Расина в ее
репертуаре достойное место занимал Корнель: помимо «Полиевкта», где она
оставалась неподражаемой Паулиной, Адриенна играла и в других не сходящих со
сцены трагедиях Корнеля — в «Сиде», «Цин-не», «Горации», «Родогуне», «Никомеде».
Зрителей поражала убежденность актрисы, что действие, в котором она участвует,
есть изображение жизненной правды. Публику восхищало умение «входить в роль»,
изображать переживания так, чтобы они становились органическими и полноценными.
В начале XVIII века психологическая правдивость казалась дерзновенным
новаторством, которое потрясало и восхищало всех, кто был способен его понять и
оценить. Еще одной особенностью игры Адриенны, которую тоже отмечали почти все,
была способность отзываться на слова партнера и собеседника, когда ответ на них
еще не зазвучал, но уже существует, уже дается актрисой, уже угадывается и
понимается зрителем.
Адриенну Лекуврер считают до некоторой степени реформатором театрального
костюма. Например, изображая Елизавету Английскую в трагедии Тома Корнеля «Граф
Эссекс», она вышла на сцену в придворном туалете и с синей лентой ордена
Подвязки, а для роли Корнелии из трагедии старшего Корнеля «Смерть Помпея»
облачилась вопреки всем обычаям в траурное черное платье и распустила волосы.
Комедиограф и театральный критик д'Эгбер писал об игре Лекуврер: «Едва появляясь
на сцене, она была уже захвачена своей ролью. Но при этом полностью владела и
своим сердцем и чувствами. Без малейшей натуги переходила она от бурного порыва
к ясному спокойствию, от нежности к ярости, от внезапного испуга к притворству.
На лице ее последовательно сменялись выражения спокойствия, смущения,
покорности, гордости, подавленности, угрозы, гнева, сострадания. И публика сразу
же заражалась всеми этими чувствами, не пытаясь сопротивляться, удивлялась ее
удивлением, страшилась, жаловалась и трепетала вместе с нею. Зрители плакали еще
до того, как она начинала проливать слезы. Ибо в ней не было ничего, что не
казалось бы реально существующим... Но свое
страстное чувство она всегда согласовывала с общим характером действия, никогда
не забывала одного ради другого, и в самых исступленных порывах оставалась
благородной: ее Федра предавалась гневу и любовной страсти, ни на один миг не
теряя царственного величия...»
Лекуврер повезло и в том, что она обрела партнера, равного ей по таланту и
разделявшего ее взгляды: в 1721 году в театр вернулся знаменитый артист и
необыкновенный человек Мишель Барон. Но самым верным и постоянным другом
Адриенны Лекуврер стал молодой Вольтер. Адриенна была всего на два года его
старше. Вольтер в письме, написанном через год после смерти Лекуврер, называет
себя «человеком, который был поклонником ее таланта, ее другом и возлюбленным».
В 1721 году Вольтер заболел ветряной оспой — по тем временам это была довольно
серьезная болезнь. Адриенна ухаживала за ним, не считаясь с опасностью
заразиться. В театре они часто работали вместе, деля успех и неудачу.
Лекуврер пользовалась успехом в высшем свете. Своим положением она была обязана
исключительно себе. Она много читала, причем не только романы и стихи, но и
книги по истории. Адриенна не славилась острословием и ироническим блеском
речей, но ее суждениям всегда хватало своеобразия, меткости и глубины. Ее
отличали душевная чуткость, такт, искренность и, простота.
Помимо друзей — литераторов и философов, были у нее и влиятельные поклонники.
Это Пренжан, управляющий делами герцогини Брауншвейгской, затем британский
аристократ, влюбленный в Париж и Адриенну, лорд Питер-боро, который говорил ей:
«Мне в Вас нужно как можно больше ума и как можно больше любви ко мне». И в эту
область своей жизни актриса сумела не дать доступа пошлости и грубости.
В 1721 году Адриенна Лекуврер встретилась и сблизилась с Морисом Саксонским,
будущим маршалом Франции. Сын курфюрста Саксонского, короля Польского Августа II
и его фаворитки Авроры фон Кенигсмарк появился в Париже после того, как его
услали из Дрездена за слишком веселую и широкую жизнь. Адриенна Лекуврер
полюбила Мориса за то, что он был королевский сын, но в то же время изгнанник,
за то, что он был герой, но обреченный ставить свое геройство на службу людям,
куда менее достойным, чем он сам.
Морис мечтал о собственном княжестве, и для него оно стало принимать реальные
очертания в виде герцогства Курляндского. Узнав, что Морису нужны деньги,
Лекуврер немедленно продала свои драгоценности, серебряную посуду и послала в
Курляндию 40 000 ливров. Адриенна не могла себя обманывать: если бы Морис достиг
цели, она потеряла бы его навсегда. Деньги не помогли. То ли было уже поздно, то
ли попытка Мориса завладеть Курляндией была обречена с самого начала.
И вот судьба столкнула Лекуврер и графа Мориса Саксонского с «роковой» женщиной.
Это была очень знатная, очень молодая и очень красивая, четвертая жена
престарелого герцога Бульонского. Несмотря на свою ревность, Адриенна готова
была мириться с этим приключением Мориса. Но случилось непредвиденное, очередной
каприз герцогини превратился в серьезное увлечение, а она не терпела никаких
препятствий.
В воскресенье 24 июля 1729 года горничная передала Адриенне записку. Некий аббат
Буре сообщал, что враги имеют намерение ее отравить. Позднее он назвал имя
злодейки — герцогини Бульонской. Адриенна всерьез поверила в жестокий замысел
соперницы. Морис Саксонский также готов был верить в ее коварство. Весь Париж
шумел и волновался по поводу того, что герцогиня Бу-
льонская пыталась отравить мадемуазель Лекуврер. Все — и дворяне, и буржуазия, и
простой народ, — разумеется, стояли на стороне жертвы.
Адриенна всегда была слабого здоровья и после всех пережитых волнений она целых
три недели не появлялась на подмостках «Комеди Франсез». Первое после столь
длительного перерыва выступление ее состоялось 10 ноября в роли Федры — любимой
роли из любимой трагедии Расина.
Спектакль из обычного превратился в парадный. На нем присутствовали принцы
крови, придворные, литераторы, знатные дамы, гордившиеся своей дружбой с
мадемуазель Лекуврер. Пришли близкие друзья-мужчины — д'Ар-жанталь, Вольтер,
Фонтенель, Дю Марсэ и другие. Адриенна ощутила небывалый подъем, острое нервное
возбуждение.
Когда началось третье действие, в ложу вошла герцогиня Бульонская. По-видимому,
она хотела своим присутствием продемонстрировать всем презрение к клевете.
Первые две сцены прошли благополучно, но в третьей сцене к Федре, узнающей о
том, что Тезей жив, возвращаются и ужас, и растерянность, Адриенне снова надо
было переживать на сцене смятение чувств. Внезапно она забыла, что изображает
Федру, и с гневом бросила в ложу герцогини те слова, которые должна была
произнести в диалоге с Эноной:
Я не из женщин тех, беспечных в преступленье, Что, гнусность совершить готовые
всегда, Умеют не краснеть от тяжкого стыда
Демократичный в массе своей партер разразился неистовыми аплодисментами. Люди
«большого света», в том числе и друзья Адриенны, с ужасом переглядывались в
своих ложах. Герцогиня Бульонская встала и покинула театр.
Спектакль, впрочем, продолжался. Адриенна блестяще провела труднейшую сцену
четвертого действия. Несмотря на скандальный эпизод в третьем действии,
спектакль закончился для Адриенны триумфально. Однако между «Комеди Франсез» и
герцогиней Бульонской началась довольно длительная война.
После скандала, разыгравшегося на представлении «Федры», мадемуазель Лекуврер
несколько раз выступала на сцене — сначала в «Горации» Корнеля, затем в
«Электре» и «Флорентинце». Правда, потом в течение месяца она не могла играть.
Наступил роковой март 1730 года. Адриенна, словно стараясь нагнать упущенное,
играет 5-го, 13-го, 14-го и, наконец, — в последний раз — 15-го.
В тот вечер давали «Эдипа» Вольтера. Адриенна, исполнявшая роль Иокас-ты, весь
день чувствовала себя неважно, а в театре ей стало совсем плохо. И все же она
продолжала играть, хотя многие в зрительном зале заметили и ее состояние, и ее
героические усилия довести спектакль до конца.
Вернувшись домой, Адриенна слегла и уже не вставала. Морис Саксонский, Вольтер,
д'Аржанталь все время находились при ней. Утром 20 марта 1730 года Адриенна
скончалась.
На следующий день «Комеди Франсез» была в трауре: спектакль, назначенный на
вечер, отменили. С новой силой поднялась молва о злодейском отравлении.
Вольтер и друзья Адриенны, которые не верили в отравление, позаботились, чтобы
квалифицированные медики произвели вскрытие. Никаких следов яда не обнаружилось,
медицинское заключение дало диагноз: «Больная скончалась от воспаления кишечника
и внутреннего кровоизлияния».
Католическая церковь отказывала в христианском погребении тем людям актерской
профессии, которые не захотели или почему-либо не смогли отречься на смертной
одре от своего греховного лицедейства и раскаяться в нем. С Адри-енной как раз
это и произошло. По распоряжению начальника полиции в ночь со вторника на среду
тело Адриенны завернули в мешковину и отвезли в полицейской карете на ближайший
пустырь на берегу Сены. Тело опустили в приготовленную яму, засыпали негашеной
известью, потом землей. Место захоронения затерялось. Возмущенный Вольтер
написал эпитафию, которая стала прекраснейшим, поистине нерукотворным памятником
актрисе. Гений Франции был убежден, что Лекуврер — актриса, «которой в Греции
воздвигали бы алтари».
Адриенна Лекуврер изображала на сцене трагических героинь и недаром в письмах к
Пирону так решительно защищала свое право на героику в театре своего времени. Но
ее собственная короткая жизнь и ее внезапная загадочная для большинства смерть
из нее самой делали героиню уже почти готовой драмы.
Романтическая легенда о том, как великая артистка простого происхождения, дочь
народа, пала жертвой распутной аристократки, уверенной в своей безнаказанности,
слишком дорога была уму и сердцу многих людей, чтобы легко умереть. Она и
осталась жить — в некоторых мемуарах и письмах, в нескольких пьесах с
захватывающим сюжетом и интересными ролями.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

    © 2008
     
Hosted by uCoz