НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   
КОМИССАРЖЕВСКАЯ ВЕРА ФЕДОРОВНА
(1864—1910)
Российская актриса. Работала в Александрийском театре, в 1904 г. создала свой
театр современного репертуара, позднее — символистской ориентации. Роли: Лариса
(«Бесприданница»), Нина Заречная («Чайка»), Рози («Бой бабочек»), Маг-да
(«Родина»), Варя («Дикарка»), Нора («Кукольный дом»), Беатриса («Сестра
Беатриса») и др.
Вера Федоровна Комиссаржевская родилась 27 октября (8 ноября) 1864 года в
Петербурге. Ее отец, Федор Петрович, за двадцать лет сценической деятельности
стал популярнейшим лирическим тенором, затем педагогом. Мать Веры, Мария
Николаевна, дочь командира Преображенского полка Шульгина, тайно обвенчалась с
Комиссаржевским. Шульгин отрекся от дочери и ушел в отставку.
Старшая дочь, Вера, была любимицей в семье. Гувернантка выучила ее считать, а
затем и читать. В доме Комиссар-жевских часто бывали известные актеры, певцы,
педагоги. Федор Петрович особенно подружился с композитором Модестом Мусоргским.
Вера сочиняла, играла и даже пела в домашних спектаклях. В десять лет ее отдали
в частную гимназию Оболенской. У девочки была прекрасная память, она заучивала
стихи с первого
чтения. Она легко увлекалась новым предметом, но так же легко оставляла его.
Учителя считали ее ленивой.
Федору Петровичу порой казалось, что гимназия плоха, и он переводил девочку в
частный пансион. Затем забирал ее домой, уверяя себя, что домашние учителя лучше
гимназических. Вера училась в гимназии Коломенской, Петербургской, была
пансионеркой Ивановского училища. Всю жизнь потом она чувствовала недостаток
образования.
Когда ей было тринадцать лет, отец ушел из семьи и женился на княжне Курцевич.
Мария Николаевна осталась с тремя дочерьми в Вильно, в своем небольшом поместье.
Вера училась в Виленском институте благородных девиц.
Будущее светской барышни разумелось само собой — поклонники, женихи, замужество.
Первое же сильное чувство сделало ее женой графа В.Л. Муравьева, художника-
пейзажиста. Брак длился всего два года (1883—1885). Чуть ли не с первых же дней
совместной жизни начались жестокие размолвки и ссоры. Муж оказался пьяницей и
подлецом, соблазнившим ее старшую сестру Надежду (она родит от него ребенка).
Когда произошел разрыв, Комиссаржевская пыталась отравиться, затем перенесла
тяжелый психический недуг. «Тогда случилось со мной что-то ужасное. Я сошла с
ума и была в сумасшедшем доме целый месяц», — вспоминала Вера Федоровна.
Несколько лет безнадежности, отчаяния, томительного безделья. И каждый
последующий год с болезнями и нуждой был похож на предыдущий.
В 1887 году, лечась на водах в Липецке, она познакомилась с Сергеем Ильичом
Зилоти, морским офицером, поютонником театра и музыки. На правах жениха (брак
этот не состоялся) он привозит Веру в свое родовое имение Знаменка Тамбовской
губернии, где жили две его сестры и четыре брата. Комиссаржевская подружилась с
младшей из сестер, Марией Ильиничной. По вечерам они пели модные тогда цыганские
песни.
Доктора требовали, чтобы друзья подыскали Вере Федоровне дело, которое могло бы
захватить ее. Таким делом стал для нее театр. Комиссаржевская начала брать уроки
у прославленного артиста Александрийского театра и педагога Владимира
Николаевича Давыдова. Самобытность ученицы, заложенная в самой природе ее
дарования, была очевидна. Давыдов посоветовал ей поступать в театральное
училище.
Осенью 1890 года Вера и ее сестра Ольга приехали к отцу в Санкт-Петербург (к
тому времени он расстался с княжной). Девушки посещали оперный класс Общества
искусства и литературы, который вел Федор Петрович. В феврале 1891 года Общество
выпустило свой программный спектакль — «Плоды просвещения» Л. Толстого. Вера под
псевдонимом Комина сыграла роль Бетси. Но после того как Комиссаржевский покинул
училище, сценическое образование его дочерей закончилось.
Вера поехала в театр Новочеркасска к антрепренеру Н.Н. Синельникову. Дебют ее
состоялся 19 сентября 1893 года в спектакле «Честь» Г. Зудермана. За пять
месяцев Комиссаржевская сыграла в пятидесяти восьми новых пьесах. Каждые два-три
дня — премьера, часто в течение одного вечера — два спектакля. Днем репетиции, а
по ночам — зубрежка ролей. Редкая рецензия пропускает ее имя. Через три месяца
после дебюта авторитет ее бесспорен. «Игру Комиссар-жевской нельзя назвать
искусством — это сама жизнь», — писала газета «Донская речь».
Покинув Новочеркасск, Комиссаржевская едет на гастроли по приглашению
Тифлисского артистического общества и выступает в комедиях «Денежные тузы»,
«Сорванец», «Летняя картинка». После Тифлиса она играет в дачном театре в
пригороде Петербурга Озерках. Летом 1894 года Комиссаржевская исполнила
четырнадцать новых драматических ролей. Об ее успехе много говорили в столичных
театральных кругах. Однако она отказалась перейти на императорскую сцену и
продолжила карьеру в Виленском театре, где ей был обещан выбор ролей.
Там она пользуется успехом. «Получила я от публики серебряный лавровый венок с
надписью «Таланту от ее поклонников», — сообщает Комиссаржевская в одном из
писем. Особенно отмечают ее исполнение роли Рози в пьесе Г. Зудермана «Бой
бабочек».
Историк, бывший дипломат С.С. Татищев предлагает ей руку и сердце. Большой
любитель искусства, он ценил в ней актрису, помог поступить на Александрийскую
сцену. Но она отказывает поклоннику. «Искусству... я принадлежу безвозвратно,
бесповоротно, всеми помышлениями, и чувству этому не изменю никогда ни ради кого
и ни ради чего — разве сама в себе получу полное разочарование». Этим словам она
осталась верна.
В феврале 1896 года Вера переехала с матерью и сестрой Ольгой в Петербург. 4
апреля Комиссаржевская появилась на сцене Александрийского театра в роли Рози.
«Дебют прошел блистательно», — писала актриса своей знакомой.
17 сентября 1896 года, суеверно приурочив важный для нее спектакль ко дню своих
именин, Комиссаржевская выступила в роли Ларисы в «Бесприданнице» Островского.
Ее Лариса — хрупкая, застенчивая, неяркая. Говорит тихо и просто, дер-, жится
так, что всем становится ясно, как она несчастна в этом мире и несчастна давно.
В авторских указаниях Островского говорится, что Лариса поет извест-1 ный романс
Глинки «Сомнение». Вера Федоровна заменила его более подходя-! щим по смыслу
драмы старинным итальянским романсом «Он говорил мне...»§ Комиссаржевская
показывает духовную трагедию героини. Паратов обманул Ларису, растоптал мечты о
человеческом счастье. Жить ей теперь невыносимо.^ Лучше умереть, чем прозябать
среди подлости и обмана. Пусть смерть, но в! ней — свобода. Идеал новой женщины,
рвущейся к счастью, свободе и свету,| стоял перед Комиссаржевской. И это было
новым рождением пьесы.
Успех был полным. «Бесприданница» на много дней заняла воображение! театрального
Петербурга. Достать билет на этот спектакль бьшо практически^ невозможно.
Ровно через месяц, 17 октября, Комиссаржевская произнесла знаменитое:' «Я —
чайка... Нет, не то... я актриса». Биографии актрисы и ее героини Нины Заречной
пугающе совпадали. Несчастная, одинокая Нина твердо произносит: «Когда я думаю о
своем призвании, то не боюсь жизни». Комиссаржевской казалось, что эти слова
принадлежат ей. После репетиций Чехов писал: «Комиссаржевская играет
изумительно». Впоследствии он вспоминал: «Никто так верно, так правдиво, так
глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна... Чудесная актриса».
Второй свой сезон в Александрийском театре Комиссаржевская начала ролью Сашеньки
в «Иванове» Чехова. Сыграла она Сашеньку жизненно, правдиво и оригинально,
возвратив молодость этой ранней пьесе Чехова.
Тему спасения гибнущей молодости, борьбы за ее право на счастье и честность
актриса продолжила в роли Наташи Бобровой в спектакле «Волшебная сказка» И.
Потапенко. Артист М. Сазонов, занятый в спектакле, так объяснял громадный успех
средней пьесы: «Ее Наташа была вся прорыв и протест. Воздействие Комиссаржевской
на зрителя можно бьшо сравнить только с воздействием на общество Льва Толстого и
А.П. Чехова. Писатели покоряли ум читателя; Комиссаржевская неотразимо
действовала на чувство. Она заставляла чужие сердца биться так же страстно и
негодующе, как билось ее собственное сердце».
Свой первый бенефис на Александрийской сцене она получила в конце третьего
сезона — 18 февраля 1899 года. Комиссаржевская выбрала роль Вари в пьесе
«Дикарка». Актриса блистала своим комедийным мастерством. Публика была в
восторге.
Во время работы в Александрийском театре у Комиссаржевской складываются близкие
отношения с главным режиссером Евтихием Павловичем Карповым. Но творческие
разногласия постепенно приводят и к разрыву личному. Он боготворил Островского и
упрекал Веру за отказ от роли Марьи Андреевны («Бедная невеста»), считая, что
актриса «стремилась изображать типы, исковерканные нарочными эффектами». В свою
очередь Комиссаржевская была недовольна своим репертуаром. В январе 1899 года
она писала Чехову: «Я играю без конца, играю вещи, очень мало говорящие уму и
почти ничего душе, — последняя сжимается, сохнет, и если и был там какой-нибудь
родничок, то он скоро иссякнет».
Комиссаржевской кажется, что настоящим экзаменом для таланта должна стать
классика. 8 февраля 1900 года актриса сыграла Дездемону, а через несколько дней
выступила в повторном спектакле с участием итальянского трагика Т. Сальвини. В
памяти Комиссаржевской остались его слова: «Она не чувствует трагедии». Две
неудачи в шекспировском репертуаре (Комиссаржевская также играла Офелию в
«Гамлете») заставили актрису отказаться от мечты сыграть Джульетту.
Весной 1900 года группа актеров Александрийского театра отправилась на гастроли
в южнорусские города. Ведущими актерами были Варламов, Комиссаржевская и
Ходотов. Николай Ходотов, подчинившись духовному авторитету Веры Федоровны, был
послушным, податливым учеником. Она любовалась им. Он был влюблен в нее. Ей бьшо
36 лет, ему — 22. Сближение произошло со стремительной быстротой. Если для
Комиссаржевской это был самый «большой роман», то для молодого Ходотова — самое
значительное событие в его биографии. Через четыре года, открыв свой театр, она
разорвет с ним отношения...
30 января 1901 года в свой второй и последний бенефис на Александрийской сцене
Комиссаржевская сыграла роль Марикки в пьесе «Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана.
«Я буду играть непонятное, чуждое, одинокое существо», — говорила
Комиссаржевская. Но Вера Федоровна показала Марикку не только несчастной, но и
протестующей. Защищая себя и любимого в жестокой схватке с жестокой жизнью,
Марикка вынуждена следовать волчьим законам.
В феврале 1902 года на Александрийской сцене был поставлен «Фауст» с
Комиссаржевской в роли Маргариты. Газеты шумно возвестили об удаче актрисы: «Где
же скрывалась до сих пор такая огромная сила таланта, страсти, правдивости,
глубины и вдумчивости?» Ею восхищается Станиславский. Ермолова, взволнованно
повторяя: «Ну, разве можно так играться», — приносит за кулисы цветы. Каждый
новый спектакль превращался в триумф актрисы.
Заветная мечта создать собственный театр заставляет Комиссаржевскую уйти из
Александрийского театра и вести переговоры по поводу гастролей с антрепренерами
С. Сабуровым и А. Кручининым. Актриса будет играть с 15 сентября 1902 года до 15
мая 1903 года. Новинкой гастрольного сезона была пьеса Зудермана «Родина».
Комиссаржевской дорога сердечная чистота героини, способность не только
чувствовать, но и думать.
В начале 1903 года она сыграла новые роли — Вари («Вопрос» А. Суворина) и Анны
Демуриной («Цена жизни» В. Немировича-Данченко). В эти роли актриса вкладывает
столько «неподдельного отчаяния, что в театре витает ужас». Об исполнении Анны
Демуриной писали: «Словно струна нежная и мелодическая зазвучала со сцены и, не
находя себе вокруг сочувственного отклика, звучала все тоскливей и тоскливей,
пока не зазвенела порывом безумного отчаяния, надрывом всех сил души».
15 сентября 1904 года на Итальянской улице в театре «Пассаж» трагедией К.
Гуцкова «Уриель Акоста» открыла Вера Федоровна свой театр. Она отказалась
назвать театр своим именем. Сознательно поставила первым спектаклем «Уриеля
Акосту», в котором не была занята, чтобы показать работу ансамбля.
«Кукольный дом» был вторым спектаклем Драматического театра. Его премьера в
Петербурге состоялась 17 сентября 1904 года. Известный критик Ю. Беляев считал
«Нору» «чуть ли не лучшей ролью» артистки. По впечатлению Беляева,
Комиссаржевская «пронизала рассуждения автора могучим трепетом своего чувства, —
протест преобразила в выстраданное, в живую боль.
В скорбных речах Норы — Комиссаржевской была тонкая правда, прекрасная
художественная отгадка».
10 ноября 1904 года состоялась премьера «Дачников» Горького. «Варвару
Комиссаржевская играла совершенно изумительно, — вспоминала актриса М.Ф.
Андреева. — Весь театр был потрясен». Сама Комиссаржевская, по воспоминаниям
брата, роль Варвары не любила, но понимала ценность пьесы для жизни театра. В
октябре следующего года театр показал горьковский спектакль «Дети солнца».
«Комиссаржевская вложила в роль Лизы все свои нервы, всю вибрирующую гамму
своего задушевного голоса, всю скорбь и неудовлетворенность жизнью, столь
подходящие и близкие ее дарованию», — писал Н.П. Ашешов.
Начав первый сезон в своем театре Норой, Комиссаржевская завершила его другой
ибсеновской героиней — Гильдой («Строитель Сольнес»). Сольнеса играл Бравич.
Зрительский успех был большим.
Драматический театр включал в свой репертуар и классику, что было вызвано
стремлением сохранить коронные роли Комиссаржевской. В то же время театр
нуждался в собственном художественном направлении. В мае 1906 года
Комиссаржевская подписывает договор с молодым режиссером В.Э. Мейерхольдом. Ее
театр переезжает в новое помещение на Офицерской. Вера Федоровна с оптимизмом
смотрит в будущее.
Сезон 1906/07 года знаменовал собой открытие символистского театра в России. За
четыре месяца показали десять спектаклей. Однако ни одна роль мейер-хольдовской
поры, кроме Беатрисы в «Сестре Беатрисе» М. Метерлинка, не принесла радости
Комиссаржевской. Играя Беатрису, она не изменила себе. Вера Федоровна снова
выступала в защиту обиженных, несчастных. И смерть Беатрисы становилась не
поражением ее, а ярким протестом против грубости, пошлости, жестокости жизни.
Комиссаржевская чувствовала растущую неудовлетворенность. Театр терял зрителя,
долги росли. Вера Федоровна не понимала, что лучшие символистские спектакли не
нуждались в больших талантах. Поэт А. Белый высказался категорично: «...самой
Комиссаржевской в этом театре нечего делать: было бы жаль губить ее талант».
В начале сезона 1908/09 года провалились еще два спектакля в постановке
Мейерхольда — «Пеллеас и Мелизанда» М. Метерлинка и «Победа смерти» Ф. Сологуба.
Комиссаржевская предложила Мейерхольду покинуть театр. Недовольный режиссер
призвал Веру Федоровну к суду чести, но потерпел поражение по всем пунктам
предъявленного обвинения.
В репертуаре Драматического театра остались «Победа смерти», «Пробуждение
весны», «Вечная сказка», «Гедда Габлер», «Жизнь Человека» и даже не любимая
актрисой «Свадьба Зобеиды». Современники вспоминают слова Комиссаржевской о
последних годах работы: «Мне нечем больше жить на сцене. Я потеряла свое прежнее
«я», а нового не нажила. Играть затем, чтобы доставлять публике удовольствие, я
не в силах». Друзья замечали, что ее творческая энергия начала иссякать.
Комиссаржевская понимала, что руководитель театра из нее не получился. После
разрыва с Мейерхольдом она обратилась за помощью к поэту-символисту В.Я.
Брюсову.
В дневниках Брюсова есть такая запись: «1907, осень, 1908, весна. Встреча и
знакомство и сближение с Комиссаржевской. Острые дни и часы. Ее приезды в
Москву. Перевод «Пеллеаса и Мелизанды». Позднее в Петербурге на первом
представлении пьесы. Замечательная ночь. Перевод «Франчески да Римини». Напря-
женнейшая работа трех недель. Разрыв Комиссаржевской с Мейерхольдом.
Невозможность поставить пьесу. Весною мое сближение с Ленским. Обещаю ему
«Франческу». Неудовольствие Комиссаржевской».
Ощущение кризиса определило отношение актрисы к поэту. Она видит себя несчастной
сестрой Беатрисой. Память о прошлых мятежных настроениях живет в предсмертном
бунте монахини. Именем страдающей Беатрисы называет себя Комиссаржевская в
письмах к Брюсову. В этих письмах переплелись отношения интимные и деловые. Ее
эмоциональность, активность, призывы, рожденные предчувствием близкой
катастрофы, тронули в Брюсове поэта. Его ответы — прекрасные стихи.
Дороги их расходятся. Оба почувствовали кризис символизма, и каждый по-своему
отошел от него. Вновь оживленно шла переписка. Вновь появлялись стихотворения.
Но отношения приняли узколичный характер.
Наступил последний, самый горестный период жизни актрисы. Все заботы последних
двух лет сосредоточены на поддержании материальных дел театра. Решено было ехать
в Америку. Гастроли проходили с 15 марта по 2 мая 1908 года и показались актрисе
дурным сном, хотя сама она пользовалась большим успехом у публики. Корреспондент
«Ивнинг джорнал» писал о Комиссаржевской: «Она самая большая актриса в настоящее
время в Нью-Йорке. Она одна из великих актрис мира. Не заставляйте ее ждать
признания, как ждала Дузе. Профессора драматических университетов, ведите своих
учеников и сами идите учиться в русский театр».
Новый сезон начали в Москве. Выступали весь сентябрь. За старое ее хвалили, за
новое ругали. За последние два сезона в ее театре появились «Франческа да
Римини» Г. Д'Аннунцио и «Юдифь» Ф. Геббеля. Театр оставался верен символизму.
Актриса возобновляла «Дикарку», «Бесприданницу», «Родину». Зрители радовались
встрече с обычной Комиссаржевской. Шумно и торжественно прошел пятнадцатилетний
сценический юбилей актрисы. 17 сентября 1908 года она играла на сцене Эрмитажа в
Москве «Дикарку». Она приняла бесчисленные делегации, получила сотни телеграмм,
сцена утопала в цветах.
Комиссаржевская пытается работать над новыми образами в реалистической манере.
Так, после Франчески да Римини она играла Элину («У врат царства» К. Гамсуна), а
рядом с Юдифью появляется Мирандолина («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони).
Сезон закончили в феврале сотым представлением «Кукольного дома». Был триумф,
после которого она вместе с труппой отправилась на четырехмесячные гастроли по
городам Сибири. Но поездка не принесла радости. Комиссаржевская тяжело заболела
воспалением среднего уха, чудом избежала операции, едва не сорвав все спектакли.
Через два месяца после начала сезона 1909/10 года Комиссаржевская решила уйти из
театра. У нее возникла идея создания театральной школы для воспитания нового
актера. «Новый театр возможен только с новыми людьми. Их надо воспитывать. Театр
закрою, всю себя посвящу созданию школы драматического искусства». Правда, она
пообещала завершить запланированные гастроли.
Киев, Харьков, Одесса, Тифлис, Баку, Ашхабад, Самарканд, Ташкент... Последней
вестью от Комиссаржевской, которую получил Белый, был проспект гастролей с
февраля до мая 1910 года. На обороте актриса написала: «Я верю. Я буду ждать».
Увы, ее надеждам не суждено было сбыться. 10 (23) февраля Комиссаржевская умерла
в Ташкенте от черной оспы. «Бой бабочек» оказался последним спек-
таклем в ее жизни. Похороны были всенародными. Над могилой в Александро-Невской
лавре выступили с прощальным словом друзья, студенты, писатели, актеры,
общественные деятели. В России после Павла Мочалова и Мартынова не было похорон
более торжественных и многолюдных.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
© 2008
     
Hosted by uCoz