НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   

О'ТУЛ ПИТЕР
(р.1932)
Английский актер театра и кино. Сценические роли: Владимир («В ожидании Годо»),
Гамлет («Гамлет»), Шейлок («Венецианский купец»). Снимался в фильмах: «Лоренс
Аравийский», «Бекет», «Лев зимой», «Правящий класс», «Последний император» и др.
Питер О'Тул родился 2 августа 1932 года в Ирландии, в местечке Коннемара. По
отцу он ирландец, по матери шотландец. Семья переехала в Англию, в Лидс, когда
Питеру был всего год.
В театр О'Тул был влюблен с детства, а первую роль сыграл шестилетним мальчиком
в домашнем спектакле. Школу Питер не посещал до одиннадцати лет, из-за войны и
эвакуации. Только в 1945 году, когда семья О'Тулов вернулась в родные места, его
отдали в закрытый католический пансион Вскоре он вступил в конфликт с
воспитательницами-монахинями, которые любой мелкий проступок называли «грехом» и
нещадно били за него. Упрямый и гордый Питер не смог этого выдержать и в 1947
году сбежал из школы Ему было всего тринадцать лет, но он сам зарабатывал на
хлеб: нанимался грузчиком, конторщиком, служил ретушером у фотографа, курьером в
газете. Питер занимался в различных любительских драматических коллективах.

Отслужив два года во флоте, Питер О'Тул отправился в Стратфорд-на-Эйво-не, чтобы
посмотреть хотя бы один спектакль в Шекспировском Мемориальном театре. Он
истратил на билет последние двадцать шиллингов. В этот вечер шел «Король Лир» со
знаменитым Майклом Редг-рейвом в главной роли.
Спектакль произвел на О'Тула столь сильное впечатление, что уже на другое утро
он отправился пешком в Лондон, где ему удается поступить в Королевскую Академию
драматического искусства.
Окончив ее, он попадает в бристольский театр «Олд Вик». За три года (1955— 1958)
О'Тул сыграет 73 (!) роли, среди них — Джимми Портер в тогда еще неизвестной
пьесе Джона Осборна «Оглянись во гневе». Двумя годами позже он здесь же сыграет
Гамлета — и его назовут «рассерженным Гамлетом». Этот бородатый, энергичный
Гамлет станет кумиром целого поколения, его духовным лидером.
К ролям, сыгранным в Бристоле, актер будет возвращаться не раз, и одной из
любимейших станет роль Владимира в пьесе Беккета «В ожидании Годо». Одним из
первых ощутил О'Тул смысл пьесы, ее пронзительную высоту, ее человечность.
Вехи последующих лет: переезд в Лондон; выступление на сцене «Ройял Корта» —
ведущего театра той поры; получение первой в жизни награды; признание не только
зрителей, но и режиссеров, продюсеров; несколько блистательных ролей, сыгранных
в Стратфорде в Шекспировском Мемориальном театре.
Критика отмечала его Шейлока в «Венецианском купце». Своему ростовщику,
неожиданно молодому, актер придал красивую внешность, благородную осанку.
Трактуя роль по-новому, О'Тул подчеркивал в ней трагедийные моменты.
Но несмотря на успех, он прерывает контракт со Стратфордом ради роли Лоренса
Аравийского в фильме, посвященном памяти британского разведчика, который во
время Первой мировой войны поднял в турецкой части Аравии восстание арабов
против Турции.
Получив первую крупную роль в кино (до того были три незначительные, почти
эпизодические), О'Тул начал к ней готовиться. Прежде всего он досконально изучил
мемуары самого Лоренса Аравийского и сорок книг, написанных о нем в Англии.
Затем актер поехал на место рождения Лоренса (как и О'Тул, он был ирландцем по
происхождению) и беседовал с людьми, которые его помнили. Но этого Питеру
показалось мало. В январе 1961 года он прибыл в Иорданию, где через несколько
месяцев должен бьш сниматься фильм. Там актер учился арабскому языку и искусству
верховой езды на верблюде. Когда в мае вся группа фильма приехала в Иорданию,
она застала О'Тула вполне освоившимся с обстановкой. Он ходил в костюме бедуина,
и арабы называли его тем именем, которым некогда их отцы звали настоящего
Лоренса: Эль-Оренс.
Режиссер Дэвид Лин стремился к абсолютному совершенству. Для начала ему не
понравился нос О'Тула — и была сделана пластическая операция. Затем
изменили цвет волос. Питер внес в сценарий целый ряд собственных эпизодов — и
Лин не протестовал: они были продиктованы точной интуицией и полной «жизнью в
образе». Он научился часами не слезать с верблюда, он не играл Лоренса — а
воистину был им.
Съемки происходили в раскаленной пустыне, в 150 милях от ближайшего оазиса.
Галлон воды стоил здесь три доллара. Вокруг кишели змеи и скорпионы. Условия
жизни в пустыне были невыносимо трудными, а съемки оказались весьма опасными.
Больше года шли съемки. Наконец участники этого трудного фильма, исхудавшие,
изъеденные насекомыми, ослабевшие от дизентерии, прибыли в Англию. Больше всех
пострадал Питер О'Тул.
Фильм «Лоренс Аравийский» пользовался большим зрительским успехом. О'Тул получил
первую высокую награду (премию Британской киноакадемии). Он был неотразим как в
строгом английском мундире, так и в экзотических одеждах арабского шейха. Бурный
восторг вызывали грандиозные батальные сцены во главе с героем, бесстрашно
мчавшимся в бой на белом верблюде...
Питер О'Тул поселился в старом лондонском районе Хэмпстед. Ему нравилось
возвращаться с гастролей, со съемок в свой старинный дом, полный красивых и
изысканных вещей, в которых он знал толк. Изыск сказывался и в излюбленных им
костюмах, всегда причудливых, необычных, и в принадлежности к аристократическому
клубу «Гаррик», объединяющему многих знаменитых людей.
По фильмам О'Тула невозможно составить себе представление о его личности. На
самом деле Питер — веселый ирландец, обожающий розыгрыши, он любит петь под
гитару, он — чудак и гордится своими причудами. Его в жизни не узнают и
английские кинозрители. Однажды в газете появилось сообщение: «В одном районе
Лондона появился бородатый парень с гитарой. Он напевал модные песенки возле
кабаков. Близ одного из них его избили. Но никто не догадался, что этот «парень»
— известный киноактер Питер О'Тул».
Весной 1963 года состоялась премьера пьесы Брехта «Ваал» в театре «Феникс» с
Питером О'Тулом в главной роли. Брехтовский Ваал — талантливый поэт, но
одновременно это страшный человек, циник, развратник, насильник, убийца. О'Тул
акцентировал в брехтовском герое мотив саморазрушения, духовного самоубийства
человека, для которого нет ничего святого.
В 1963 году в Лондоне торжественно открылся английский Национальный театр (в
помещении «Олд Вика»). Его художественный руководитель Лоренс Оливье в качестве
премьеры поставил «Гамлета». На главную роль он пригласил О'Тула.
Участие О'Тула обеспечило Национальному театру аншлаги уже при рождении; кроме
того, его веселый характер отчасти помогал разряжать обстановку. Он бьш джокером
в чинной колоде. Он подкладывал лед в душевые артистических уборных, а на одном
утреннике этот близорукий Гамлет заставил публику прыснуть со смеху, не
удосужившись перед выходом на сцену снять очки в роговой оправе. Однако в целом
спектакль не получился. Актер сыграл что-то из своего «бристольского прошлого»,
чего оказалось явно недостаточно. Времена изменились. Прежнего отзвука его
Гамлет не находил...
О'Тул пытается изменить стереотип, снимается в комедиях, где можно было Дать
волю фантазии в поисках характерности. Он снимается в фильме «Что нового,
киска?» по сценарию Вуди Аллена, где его партнер — известный комик Питер
Селлерс.

Виртуозно владея техникой как внешнего представления, так и внутреннего
перевоплощения, он постоянно стремился «уйти» в другого человека, а еще лучше —
в другую эпоху. Дон Кихот в «Человеке из Ламанчи», Робинзон Крузо в экранизации
романа Дефо «Человек по имени Пятница».
Питеру О'Тулу прекрасно удаются исторические роли. В картине «Бекет» —
экранизации пьесы Жана Ануя (1964) его герой, король Генрих II, поначалу
человечен, у него нежная, ранимая душа, он любит, делает ошибки, страдает. Затем
человечность постепенно уходит, испаряется. О'Тул продолжил в этом образе тему,
начатую в спектакле «Ваал», — тему саморазрушения личности.
Через четыре года О'Тул исполнил роль Генриха II в другом английском фильме —
«Лев зимой» (1968) по пьесе Джеймса Голдмена. Король предстает в год своего
пятидесятилетия, когда его дети борются за английский престол. В давшей заглавие
фильму метафоре «Лев зимой» О'Тул делает ударение на втором слове. «Зима» — в
каждом взгляде, каждом слове его «льва». Нет, эта зима — не надвигающаяся
старость. Генрих О'Тула силен и крепок. Зимнюю пору переживает его душа.
Королеву Элеонору Аквитанскую великолепно сыграла Кэтрин Хепберн. Человеческая
близость, установившаяся между О'Тулом и Кэтрин, в фильме «Лев зимой» выглядит
почти мистической, неправдоподобной. Было в их героях какое-то величие истинно
царственных особ, какой-то немой сговор, пробуждение былой любви. О'Тул казался
олицетворением рыцарственности и чести, Хепберн — женственности и нежности. Но
оба обладали юмором, спасительной иронией, не дававшей фильму превратиться в
сентиментальную мелодраму. Они были красивы, возвышенны, мужественны. Сочетание
всех этих свойств делало их дуэт — уникальным.
Два «Золотых глобуса» заслуженно увенчали труд Питера О'Тула в этой своеобразной
дилогии о Генрихе И.
В «Ночи генералов» (1967, режиссер Литвак) Питер О'Тул играет качественно иную
роль — фашистского генерала. Настоящим исчадием ада предстает на экране генерал
Танц, сексуальный психопат, маньяк, запрограммированный на массовое уничтожение
людей. Этот гротескный образ вылеплен почти исключительно средствами пластики и
мимики.
В «Ночи генералов» у Питера О'Тула — одна маска, в фильме «Правящий класс»
(1972, режиссер П. Медак) — две. Герой фильма Джек — лорд, представитель
правящего класса, родовой английской знати, — сумасшедший. На протяжении фильма
О'Тул демонстрирует две фазы его безумия. В первой, безобидной, фазе
душевнобольной Джек мнит себя Иисусом Христом (его считают буй-1 нопомешанным),
во второй, после лечения, — Джеком-Потрошителем.
Поразительно раскрылся О'Тул в пьесе Шоу «Человек и сверхчеловек», сыг- '¦
ранной в Дублине. Спектакль был поставлен с удивительным пониманием фи- '
лософских глубин текста Шоу, с глубочайшим проникновением во все перипетии
сюжета. И комизм был подлинным комизмом, и драма подлинной драмой.
Вслед за Шоу последовал Беккет: на прославленной сцене Театра Аббатства О'Тул
вновь выступил в пьесе «В ожидании Годо». Присутствовавшие на спектакле говорили
о каком-то поразительном, небывалом, неслыханном физическом превращении О'Тула в
своего Владимира. Куда только девались этот высокий рост, эта атлетическая
фигура, этот лик мужчины-победителя, лидера на жизненном пиру, любимца фортуны?
Перед зрителем представал маленький, запутавшийся, заблудившийся человечек —
некрасивый, нескладный, нелепый, жалкий...

И вновь — неожиданный поворот. Актер играет в кино психически травмированного
войной простого парня, одержимого мыслью о возмездии фашистам за свершенные
преступления («Война Мерфи», 1970) и благородного Дон Кихота («Человек из
Ламанчи», 1972). В фильме-мюзикле «Человек из Ламанчи» актер совершенно слился с
образом сервантесовского героя — казалось, именно с него писал Сервантес своего
Дон Кихота. И главное, было в нем это поразительное благородство — чудаковатое,
конечно, но для него — естественное и единственно возможное для «настоящего
мужчины». Его Дон Кихот с болью и страхом глядит на жестокий мир; как отмечала
западная критика, актер в этой роли предстает «потусторонним мечтателем».
Вернувшись в «Олд Вик», О'Тул создал еще один запоминающийся образ — чеховского
дяди Вани. Питер играл человека, испытывающего постоянную душевную боль. Он
казался старше своих лет, но старался скрыть эту преждевременную старость, и эту
беспредельную тоску, от которой некуда ему было деться. В течение всех трех
месяцев, что шел спектакль, публика стоя аплодировала О'Тулу в финале.
В пьесе Кита Уотерхауса «Джеффри Бернард нездоров» герой О'Тула — реально
существующий писатель и журналист — немолодой, проживший долгую и достаточно
нелепую и нескладную жизнь, остро, трагически ощущающий одиночество. Актер не
покидает сцену ни на минуту. В руке постоянно недопитый стакан и недокуренная
сигарета. Герой О'Тула все время что -то говорит — в пустоту или же обращаясь к
каким-то людям, которые время от времени возникают вокруг него. Когда актер
потрясающе «держит паузу», слова заменяют игра лица, движение, жест...
О'Тул продолжал с успехом сниматься в кино. В середине 1960-х годов он работал
каскадером, что помогло ему при съемках одного из лучших фильмов позднего
периода «Трюкач» (1980, режиссер Раш).
В 1987 году на экраны вышел фильм Бертолуччи «Последний император», в котором
актер играет единственного европейца — немолодого джентльмена, элегантного,
невозмутимого. Герой О'Тула отчаянно одинок, как одиноки и нежизненны его
принципы среди разгула восточного варварства, жестокости, изуверства.
Питера приглашают в свои фильмы известные кинорежиссеры Нил Джордан («Веселые
привидения») и Лина Вертмюллер («В ясную лунную ночь»)... В комедии Джордана он
сыграл ведущую роль — бедного, но изобретательного владельца старинного
ирландского замка, привлекающего богатых туристов мистическими представлениями с
«привидениями».
Свое 60-летие Питер О'Тул отметил сороковым фильмом, снятым, как и большинство
последних картин с его участием, на телевидении. В 1992 году человеческий
паноптикум, создаваемый Питером О'Тулом на протяжении многих лет, пополнился еще
одним патологическим безумцем — «утонченным» садистом-убийцей, поглощенным
маниакальной идеей завладеть легендарной монетой Царя Ирода (телефильм «Седьмая
монета»).
В 1993 году Британский актерский клуб назвал О'Тула лучшим театральным актером
года. В это время в театре «Аполло» он исполняет роль Лотарио, пожилого героя
«Нашей песни», пьесы Кита Уотерхауса. «Я нахожу выгоду интересной, а интерес
полностью выгодным. Играть в «Нашей песне» чрезвычайно интересно, хотя она и
выжимает из меня все соки. Я стараюсь понять всех ее персонажей, ведь раньше или
позже я окажусь среди них. Ведь ревность, неуверенность, сексуальные проблемы
свойственны не только молодежи, они охватывают и средний возраст и даже пожилых
людей».

Одновременно с работой в театре О'Тул пишет автобиографию. На подходе уже второй
том. Первый, названный «Целенаправленное блуждание», — лирическая история о
начале его карьеры. Предполагается, что второй том расскажет о некоторых темных
сторонах его восхождения к славе — ударах судьбы, вдохновенных взлетах,
строптивых женщинах.
Собирается ли О'Тул в ближайшее время работать в кино? Да, если это будет
интересно и выгодно.
«Я никогда и ничего не хотел менять в себе и считаю так: «Я — это я. Принимайте
меня таким, какой я есть, или оставьте меня в покое», — говорит актер. Большую
часть времени он проводит в одиночестве. Иногда его навещают дочери: Кэтрин и
Патрисия. Обе они актрисы. (О'Тул был женат двадцать лет, до 1979 года, на
актрисе Шен Филлипс из Уэльса.) У него есть еще сын Лоркан, с матерью которого,
бывшей моделью Карен Саммерфилд, он не поддерживает никаких отношений.
«Не знаю насчет других, но мне, чтобы творить, нужно ощущать эмоциональный
предел, — говорит О'Тул. — Я очень счастлив, что я — актер».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  © 2008
     
Hosted by uCoz