|
ЛЕОНОВ ЕВГЕНИИ ПАВЛОВИЧ
(1926—1994)
Российский актер. Роли в театре: Лариосик («Дни Турбиных»),
Креон («Антигона»),
Иванов («Иванов»), Тевье-молочник («Поминальная молитва») и др.
Снимался в
фильмах: «Полосатый рейс», «Тридцать три», «Белорусский вокзал»,
«Премия»,
«Старший сын», «Осенний марафон», «Убить дракона» и др.
Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве. Родители
его работали на
авиазаводе: Павел Васильевич — инженером, Анна Ильинична —
табельщицей. Леонов-
старший много рассказывал сыновьям о самолетах, знаменитых
конструкторах, так
что мальчишки готовились стать летчиками. Семья жила скромно,
занимая на
четверых две небольшие комнаты в коммунальной квартире.
Окончив школу, Женя устроился наавиазавод учеником токаря. Много
лет спустя он
писал: «Запомнил я какую-то сценку Ивана Горбунова, был такой
актер и писатель в
прошлом веке, и мнестрастно захотелось ее кому-то пересказать.
Слушатели нашлись
в цехе, где я работал. Смеялись от души. Может быть, там, на
заводе, родилась у
меня мечта стать актером».
В 1943 году Евгений поступил в Авиационный техникум им. С.
Орджоникидзе. Но
интерес к театру все-таки победил: выдержав экзамен, он
перевелся в Московское
театральное училище. Леонов учился увлеченно, пропадая на студии
с восьми утра
до часу ночи. Он всегда с благодарностью вспоминал своих
учителей Е.М.
Шереметьеву и А.А. Гончарова.
После училища Леонов работал в Театре Дзержинского, а с 1948-го—
в Московском
драматическом театре имени К.С. Станиславского. Как актер
массовки он получал
мизерную зарплату, что приводило его в отчаяние. «В театре,
когда я еще на сцену
не выходил, ничего не играл, бегал в массовках, тоже помню
щемящее чувство
тоски, неуверенности».
И в кино он начинал с массовых сцен. В 1951 году Леонов появился
в эпизодической
роли кока в фильме Немоляева «Морской охотник». Прошло еще три
года, прежде чем
Леонов получил две запоминающиеся роли: в картинах Хейфица «Дело
Румянцева» и
Столпера «Дорога». «Я никогда не забуду доброе лицо, добрые
глаза Виталия
Доронина, с которым я снимался в фильме «Дорога», — вспоминал
Леонов. — Я,
наверное, чего-то не умел, но там я из себя выходил,
фантазировал, а Доронин
поддерживал, и действительно, иногда снимали, как я предлагал.
Там подобралась
удивительная компания, что для меня, молодого актера, для
мальчишки, имело
большое значение: на свете есть такие хорошие, такие
доброжелательные люди... И
в «Деле Румянцева» была какая-то особая, дружеская атмосфера,
когда хотелось
сделать больше, чем ты умеешь... Обе роли были сложными и
интересными, так как
на первых порах в кинематографе, да и в театре, меня признавали
только как
лирико-комедийного актера и роли предлагали похожие одна на
другую».
В середине 1950-х годов в Театр имени Станиславского на
должность главного
режиссера пришел Михаил Яншин. Но в жизни Леонова ничего не
менялось. Он уже
подумывал уйти из театра, как Яншин неожиданно назначил его на
роль Лариосика в
спектакле «Дни Турбиных» М. Булгакова. В процессе работе над
этой ролью молодой
актер пришел к выводу, что искусство простоты — самое трудное
искусство. «Я
тогда понял, — рассказывал Леонов, — что Яншин все пропускал
через правду».
Тридцать раз на репетиции он выходил, чтобы сказать: «Вот я
приехал», — но
режиссер был все недоволен...
«Есть роли, вернее характеры, которые что-то решают для актера
на всю жизнь, —
продолжал Леонов. — Таким для меня был и остается этот смешной
кузен из
Житомира. Вы себе не можете представить, как дорого он мне
дался, хотя я сыграл
его едва ли не тысячу раз, но каждый раз словно дебют. Может
быть, так и надо —
ставить под сомнение себя, свои возможности, каждый раз начинать
с нуля и
плакать по ночам от горя, что бездарен, идти на спектакль,
волноваться и никогда
ни в чем не быть уверенным».
В1957 году во время гастролей в Свердловске (Екатеринбурге)
Леонов познакомился
со своей будущей женой. Ванда Стоилова училась в
музыкально-педагогическом
училище. Несколько месяцев они переписывались, прежде чем
девушка переехала в
Москву, где поступила на театроведческое отделение ГИТИСа. В1959
году у Леоновых
родился сын Андрей.
В это время глава семьи находился на съемках фильма «Полосатый
рейс» в
Ленинграде. В родном театре он не имел дублеров и почти месяц
курсировал по
маршруту «Москва — Ленинград». Сыграв в картине режиссера Фетина
незадачливого
«укротителя» буфетчика Шулей-кина, Леонов сразу стал всенародным
любимцем.
«До «Полосатого рейса» Леонов сыграл немало комедийных ролей, —
пишет биограф
Нинель Исмаилова, — и все его герои были заразительно смешны: и
наивный ленивец
милиционер Сердюков в фильме «Улица полна неожиданностей», и
придурковатый
Кристи в спектакле «Ученик дьявола», и нелепый в своем
энтузиазме завхоз в
фильме «Не имей сто рублей», и уморительный Федя в «Повести о
молодоженах», и
Саша Смирнов в фильме «Произведение искусства». Леоновские
персонажи,
сценические и экранные, вызывали смех в зрительном зале при
первом своем
появлении. И каждая из этих работ открывала какую-то грань
комедийного дарования
артиста. Но «Полосатый рейс» вобрал все разнообразие комедийных
красок; здесь мы
впервые увидели, что Леонов — буф, эксцентрик, и при этом
гротеск он умеет
соединять с правдой характера».
После «Полосатого рейса» у Леонова появляется масса заманчивых
предложений. В
1962 году его даже пригласили играть в оперетте «Черемушки»,
экранизации
произведения Д. Шостаковича.
Леонов уже считался актером комедии, когда режиссер Фетин
пригласил его на роль
донского казака Якова Шибалка в экранизации рассказов М.
Шолохова «Шибалково
семя» и «Родинка». Леонов сначала не соглашался, да и худсовет
«Ленфильма» был
против его кандидатуры, но Фетин пошел на риск и победил. Фильм
«Донская
повесть» (1964) на Международном кинофестивале в Нью-Дели
получил почетный приз,
а Леонов был удостоен приза «Серебряный павлин» как лучший
исполнитель мужской
роли.
В 1966 году Москва увидела Леонова в роли царя Фив Креона в
пьесе Ануя
«Антигона». Эту интеллектуальную драму ставил Борис
Львов-Анохин.
Для театра «Антигона» была серьезным испытанием, и труппа его
выдержала с
честью. Как вспоминает сам Леонов: «Успех был большой. Какой-то
обвал газет-но-
журнальный, писали так много и хорошо, интересно, что мы
удивлялись».
Львов-Анохин рассказывал: «...Не риторика, не злодейство, не
царственность
Креона нужны были мне, а именно его житейская неопровержимость и
оснащенность.
Именно то, что называется житейской мудростью, и сыграл Леонов —
с горьким и
убедительным юмором, и даже добротой, и теплотой, и с тем, что
этот человек
манит к какому-то житейскому уюту, и больше — к счастью, к
радостям
человеческим».
Многие, увидев Евгения Леонова в роли Креона, говорили, что он
открылся для них
как артист огромного диапазона.
За все время работы в Театре имени Станиславского он не сорвал
ни одного
спектакля. Как он сам вспоминал позднее: «Болел я, с воспалением
легки: играл,
падал на сцене, камфору вкалывали на спектакле. Однажды в
Ленинград! «Дни
Турбиных» с температурой сорок играл. Но спектакли из-за меня не
отме няли».
Леонов продолжает успешно работать в жанре комедии: в фильме
Эльдар; Рязанова
«Зигзаг удачи» (1969), где он сыграл роль скромного фотографа
Ореш никова,
ставшего обладателем счастливого лотерейного билета, в
сатирическо] картине
Георгия Данелия «Тридцать три» (1965).
Во время съемок в картине «Чайковский» (1969) Леонов впервые в
жизн побывал в
Англии и Франции, причем во Франции прожил почти месяц. Но уж!
через 15 дней его
потянуло в Москву... На отдых Евгений Павлович обычно
отправлялся с женой и
сыном в подмосковную деревню Давыдково, где жила многочисленная
родня матери. «Я
не рыбачу и не охочусь, — говорил он, — просто хожу, дышу, думаю
и вспоминаю».
В Театре имени Станиславского Леонов проработал 21 год и сыграл
34 роли. В 1969
году он перешел в Театр имени Маяковского. ,
После того как голосом Леонова заговорил мультипликационный
медвежонок Винни-
Пух, он стал любимцем детворы. В дальнейшем еще не раз герои
мультфильмов будут
говорить и петь его голосом.
В 1970-х годах Евгений Леонов снялся в целом ряде картин,
ставших классикой
российского кино.
В «Джентльменах удачи» (режиссер А. Серый) он сыграл сразу двух
персонажей:
вора-рецидивиста по кличке Доцент и директора детсада Трошкина,
милого, доброго
человека. В 1972 году картина вышла на широкий экран и сразу же
побила все
рекорды популярности. Как отмечали критики, Леонов опирался в
этой работе не
только на мастерство и тонкое умение пользоваться всем арсеналом
своих актерских
данных, но больше — на истинность переживаний, на достоверность
эмоций.
Этапным в творческой биографии артиста стал фильм «Белорусский
вокзал» А.
Смирнова. Леонов играл простого слесаря, одного из боевых
друзей. «Счастьем была
роль Ивана Приходько в фильме «Белорусский вокзал», — отмечал
актер. — Это
добрый, мягкий, чистый человек, умеющий всегда быть прямым и
честным. Он сумел
сохранить открытые на войне истины, не разменять, не потерять их
на дорогах
жизни... В нем огромный запас человеческой прочности. Вот он и с
виду вроде
неказистый, и ничего такого в жизни не добился — обыкновенный
слесарь, как это
говорится, «маленький человечек». А на проверку получается
большой. Потому что
мудр своей добротой, доброжелательностью к людям и очень скромен
по отношению к
себе».
Среди удачных фильмов Леонова этого периода: «Карусель» (1970),
«Совсем
пропащий» (1973), «Премия» (1974),«Афоня» (1975), «Легенда о
Тиле» (1977),
«Женитьба» (1978), телефильмы «Большая перемена» (1973),
«Старший сын» (1975),
«Дуэнья» (1978), «Обыкновенное чудо» (1978).
Одна из самых ярких и значительных работ актера — роль
Сарафанова в телефильме
Виталия Мельникова «Старший сын». «Чудак, способный только
любить и верить,
верить и любить, скромный кларнетист, всю жизнь сочиняющий
ораторию «Все люди
братья», Леонов—Сарафанов своим простодушием и добротой
буквально потрясает», —
пишет биограф Исмаилова.
В 1974 году Леонов ушел из Театра имени Маяковского. Ушел,
несмотря на то что
блистательно играл Ванюшина в пьесе С. Найденова, Нарокова в
«Талантах и
поклонниках» А. Островского, Санчо Панса в мюзикле «Человек из
Ламан-чи» Д.
Вассермана и Д. Дэриона...
«Дети Ванюшина» были леоновским триумфом. «Интересно, что
первоначально эту роль
должен был играть знаменитый Свердлин, — говорил режиссер Андрей
Гончаров. — А я
задумал совсем другое решение, где была нужна принципиально иная
актерская
индивидуальность. Мне виделся трагифарс о том, как невежество и
слабость духа
губят семью. Я воображал, как бегает по сцене-дому беспомощный
глава семьи и
истошно кричит: «Свистать всех наверх!» Это мог сыграть только
Женя».
Леонов воплотил все надежды режиссера, и когда ушел из театра,
спектакль был
снят — замены ему быть не могло.
И еще в одной роли Гончаров хотел видеть только Леонова — в роли
Санчо Панса.
«Женя вступил в соревнование с крупнейшими актерами мира,
которые играли на
сцене и на экране эту роль. Признаюсь, ничего подобного
сыгранному Леоновым я не
видел и не вижу до сих пор». Санчо Панса Леонова был вроде и
смешной, но добрый,
во всем помогающий Дон Кихоту.
В то время Евгений Павлович много времени уделял кино, и
режиссеру приходилось
месяцами ждать его на репетиции. Терпение Гончарова в конце
концов лопнуло. И
Леонов ушел в Театр имени Ленинского комсомола.
Его первой большой работой у Марка Захарова была роль Иванова в
пьесе Чехова.
«Иванов являлся публике разноликим: гордым героем, обличителем и
жалким,
изжившим себя человеком. Леонов не старается приукрасить,
возвеличить Иванова,
но внутренне он берет его под защиту. Его Иванов без вины
виноватый», — пишет
Исмаилова.
Евгений Павлович обожал Чехова, «этого великого открывателя
добра в человеческих
душах». Его первой чеховской ролью был Нюхин в фильме Швейцера
«Карусель». «Смех
и слезы, натуральность и гротеск — отсюда и рождается
трагикомедия, — отмечал
Леонов. — Нюхин — одна из немногих ролей, которые мне самому
интересно
смотреть».
В 1978 году Леонову было присвоено звание народного артиста
СССР. Он пользовался
невероятной популярностью. «Мы были на гастролях, по-моему, в
Саратове, —
рассказывает актер Александр Збруев. — И я помню — мы шли с ним
по улице на
какой-то концерт. Мы шли, и параллельно ехал трамвай. И вдруг
трамвай встал. Не
на остановке. И все пассажиры в открытые окна вылезали и
кричали: «Леонов!
Леонов! Леонов! Леонов!!!» Евгений Павлович шел потихонечку и
так же потихонечку
за ним следовал трамвай. Мы повернули за угол, и как не
случилось катастрофы —
неизвестно: у вагоновожатой явно было намерение поехать за ним,
независимо от
того, есть рельсы или нет».
Леонов всегда был готов помочь коллегам по театру, за что его
прозвали «наш
хлопотун». Он отправлялся в высокие инстанции и «выбивал»
квартиры и новые
ставки для своих коллег, просил стройматериалы для театра,
деньги на ремонт.
Евгений Павлович был внешне застенчив, меланхоличен и вместе с
тем всегда готов
для самых смелых и неожиданных поступков.
В 1980-е годы Леонов снялся сразу в трех фильмах Георгия
Данелия: «Осенний
марафон» (1980), «Слезы капали» (1983) и «Кин-дза-дза» (1986). А
также в картине
Марка Захарова «Убить дракона» (1988).
«Осенний марафон» собрал массу призов на кинофестивалях — в
Сан-Себастьяне
(Леонову там же была вручена премия за лучшую мужскую роль), в
Душанбе и Хамрусе. Сам же Евгений Павлович был в восторге от
работы Баси- J
лашвили в роли Бузыкина: «Смешно даже, что в Италии «Осенний
марафон принес
премию за лучшее исполнение мужской роли мне, а не Басилашвили
Я-то там
обыкновенный. Какой всегда у Данелия, — осмысленный чуть шир
фабулы эпизод, и
никакой новости».
Леонов сыграл немало эпизодических ролей, и всегда эпизод в его
исполне-" нии
приобретал необыкновенную ценность для всего художественного
спектакля или
фильма.
В театре Леонов исполнял роли: Отца в пьесе «Вор» В.
Мысливского,
проштрафившегося партийного руководителя в «Диктатуре совести»,
крестьянского
ходока в пьесе «Синие кони на красной траве» М. Шатрова. В
«Оптимистической
трагедии» Вс. Вишневского Леонов, по мнению режиссера Захарова,
«сумел создать
своего рода энциклопедию «номенклатурного негодяя».
Летом 1988 года театр со спектаклем «Диктатура совести» приехал
на три дня в
Гамбург, на театральный фестиваль. Здесь Евгений Павлович
почувствовал себя
плохо. Инфаркт. После операции на сердце он пролежал в коме 16
суток.
Реабилитационный период у Леонова занял ровно четыре месяца.
Больше лечиться он
не захотел, так как мечтал выйти на сцену в роли Тевье-молочника
в «Поминальной
молитве» Г. Горина. Мудрость героя пьесы — прежде всего в юморе
и доброте.
Премьера превратилась в настоящий триумф актера. Вместе с
Евгением Павловичем на
сцене был его сын Андрей, игравший деревенского писаря Федю. По
окончании
спектакля долго не смолкали аплодисменты, сцена утопала в
цветах...
«Счастье — это когда тебя понимают, — когда-то писал Леонов
своему сыну. — Я
желаю тебе этого счастья. Когда у незнакомого и родного человека
— зрителя —
блеснут на глазах слезы или у кого-то вырвется «браво», ты
узнаешь, что такое
театр и зачем связал с театром свою жизнь».
В 1990-е годы он снялся только в двух комедиях: у Данелия в
«Паспорте» (1990) и
у Щеголева в «Американском дедушке» (1993).
29 января 1994 года Евгений Павлович Леонов ушел из жизни.
Вечером того рокового
дня в Ленкоме должен был состояться спектакль «Поминальная
молитва» с Леоновым в
главной роли. Спектакль отменили. Потрясенные зрители не
возвратили билеты в
кассу. С зажженными свечами они несколько часов простояли у
входа в театр... |
|
|