ЕРМОЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА
(1853—1928)
Российская драматическая актриса. С 1871 г. — в Малом театре.
Роли: Лауренсия
(«Овечий источник»), Иоанна д'Арк («Орлеанская девственница»),
Сафо («Сафо»),
Негина («Таланты и поклонники»), Кручинина («Без вины
виноватые») и др.
Мария Николаевна Ермолова родилась 3 (15) июля 1853 года в
Москве. Ее отец,
Николай Алексеевич, служил суфлером в Малом театре. Это был
талантливый человек,
он хорошо рисовал, писал прозу и стихи. Мать, Александра
Ильинична, посвятившая
жизнь мужу и детям, читала Маше пьесы, начиная с Полевого и
Коцебу и кончая
Шекспиром.
Семья жила бедно. Н.А. Ермолов по-своему горячо любил детей (у
него было четыре
дочери), но отличался крутым нравом. Он обожал театр, и когда
возвращался домой,
то весь был полон впечатлениями от игры «великого Щепкина»,
«великого
Садовского». Стоит ли удивляться, что его дочь с четырех лет уже
мечтала о
театре и жила уверенностью, что она будет великой артисткой, еще
не понимая
значения этих слов.
Машу отдали пансионеркой в Московское театральное училище на
балетное отделение.
Но дела ее в училище шли неважно. И только учитель французского
языка, Сент-
Аман, хвалил ее за декламацию и отмечал, что у нее «много души».
На сцену
Ермолова выходила в бессловесных ролях пажей и амуров. Однако
эти выходы юной
артистки очень скоро прекратились. Руководитель курса,
прославленный И.В.
Самарин, увидев ее на сцене, сказал: «Уберите вы этого
невозможного пажа!» И
Маша на сцене не появлялась до бенефиса своего отца.
Но и Ермолов не сумел определить характер дарования дочери. Он
поручил ей роль
Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» («Десять невест и ни
одного жениха»). Эта
роль мало подходила тринадцатилетней Маше, и, конечно, она
провалилась. Самарин
снисходительно произнес: «Пускай пляшет себе у воды» (то есть на
заднем плане,
куда обыкновенно ставили самых неспособных танцовщиц).
Неудача не сломила ее духа. Впоследствии, будучи уже знаменитой
артисткой, она
вспоминала: «Несмотря ни на что, ни на какие невзгоды и
незадачи, во Мне всегда,
сама не знаю — почему, жила непоколебимая уверенность, что я
буду актрисой, и не
какой-нибудь, а первой актрисой и на Малой сцене. Никогда, ни
одному человеку не
высказывала я этой уверенности, но она не покидала меня».
Дебют Ермоловой на сцене Малого театра состоялся 30 января 1870
года. Первая
актриса театра Н.М. Медведева решила поставить в свой бенефис
пьесу Лессинга
«Эмилия Галотти». На роль Эмилии была назначена молодая актриса
Г.Н. Позднякова (Федотова). Но она неожиданно заболела.
Медведева стала искать
ей замену. Воспитанница балетной школы Семенова порекомендовала
на эту роль
Машеньку Ермолову, которая «необыкновенно играет». Через
несколько дней
состоялись «смотрины». После первого же монолога Медведева
взволно-j ванно
воскликнула: «Вы будете играть Эмилию!»
«Едва появившись на сцене в роли Эмилии, Ермолова захватила
зритель-1 ный зал
искренностью чувствований, свежестью переживаний, простотой их]
передачи,
небывалой силой трагического подъема», — писал исследователь ее
1 творчества
С.Н. Дурылин. А когда рассказ Эмилии был окончен, зрительный"
зал, в котором все
это время царила мертвая тишина, нафадил дебютантку гро- \ мом
аплодисментов.
Мария записала в дневнике: «День этот вписан в историю моей
жизни таки-1 ми же
крупными буквами, как вот эти цифры, которые я сейчас написала.
ЯI счастлива...
нет, я счастливейший человек в мире».
В мае 1871 года по окончании театрального училища Ермолова была
зачио J лена в
труппу Малого театра. Два сезона она играла в чуждом ей
репертуаре — ] в
водевилях и мелодрамах. Материально, правда, стало легче: Мария
была при- j нята
в театр на 600 рублей в год и бюджет семьи увеличился
наполовину.
Так продолжалось до 1873 года, когда Ермоловой поручили сыграть
роль Катерины в
«Грозе» Островского вместо временно отсутствовавшей примы Г.Н.
Федотовой.
Катерина Ермоловой была подлинным «лучом света в темном
царстве». С офомной
трагической силой играла она финал «Грозы». Теперь ни у кого не
оставалось
сомнений, что в Малом театре появилась трагическая актриса,
которой по плечу
самые трудные роли мирового репертуара.
Для своего первого бенефиса (7 марта 1876 года) Ермолова выбрала
пьесу Лопе де
Вега «Овечий источник», роль юной Лауренсии. Именно после
премьеры «Овечьего
источника» у нее появилась репутация артистки райка и галерки,
молодежи и
студенчества. «Вы были нашим солнцем и освещали нашу моло-'
дость, Марья
Николаевна!» — восклицал известный журналист и театральный
критик В.М.
Дорошевич. Трибуном свободы, душою истины называли Ермоло- : ву,
эту молчаливую
в жизни женщину. После спектаклей «Овечьего источника» Лопе де
Вега молодежь
впрягалась в театральную карету и так доставляла Ермо- : лову
домой.
Во второй свой бенефис Мария Николаевна решила поставить
«Орлеанскую деву», что
вызвало недоумение как у руководства, так и у актеров театра,
посчитавших, что
спектакль обречен на провал. На постановку не было затрачено ни
копейки. Во
второстепенных ролях были заняты случайные актеры. Декорации,
реквизит, костюмы
— все «из подборки».
Спектакль состоялся 29 января 1884 года. Успех Ермоловой в роли
Иоанны д'Арк был
таким, каких мало знает история русского театра. Дочь актрисы
М.Н. Зеленина так
описывает исполнение кульминационного момента пьесы, когда
Иоанна узнает о
падении короля: «Все существо ее превращалось в страстный порыв
мольбы, жажды
спасти родной народ. Она каким-то особенным голосом произносила
свой знаменитый
последний монолог в цепях. Она почти не возвышала голоса и не
прибегала к крику,
голос ее только как-то увеличивался в объеме и нарастал в силе,
которая в эту
минуту ею владела... Ермолова простирала к небу скованные цепями
руки, металась
по небольшой площадке каменной лестницы, последние четыре строки
произносила с
такой силой, что казалось, вокруг нее рушатся своды и стены от
невероятных
взрывов ее воли и вдохновения...»
После премьеры зрительный зал долго рукоплескал актрисе; не
смолкали крики
«браво»; сыпался дождь лавровых венков, цветов; так собравшиеся
чествовали
великую актрису.
Любопытно, что Мария Николаевна, человек исключительной
скромности, признавала
роль Иоанны как единственную свою заслугу перед русским театром.
Разумеется, это
не так. Множество ролей Ермоловой по праву вошло в сокровищницу
русского театра.
Но несомненно, что Жанна была одним из самых совершенных
созданий в репертуаре
актрисы.
Спектакль «Орлеанская дева» шел в течение 18 лет с постоянным
аншлагом. Через
девять лет после премьеры он был перенесен на сцену Большого
театра, так как
Малый не вмещал всех желающих его посмотреть.
В феврале 1892 года в бенефис Ермоловой была поставлена пьеса
«Сафо»
Грильпарцера. Божественная Сафо, так же как и другая «избранница
богов» Иоанна
д'Арк, совершила преступление, забыв свое призвание, пожелав
испытать радости
смертных людей и испить от чаши обычной любви, за что и
заплатила смертью. Эти
роли недаром были так близки Ермоловой: она не познала счастья в
личной жизни и
бессознательно ифала самое себя.
Н.А. Островский все лучшие роли поручал Гликерии Федотовой, так
что Ермоловой
приходилось выходить только на подмену, как, например, в «Грозе»
или в
«Бесприданнице». Но Мария Николаевна покорила драматурга своим
талантом. Она
сыфала восемнадцать ролей в пьесах Островского, создав ряд
выдающихся образов:
Весна в «Снегурочке», Лариса в «Бесприданнице», Евлалия в
«Невольницах»,
Кручинина в «Без вины виноватых», Катерина в «Грозе». Другим
шедевром Ермоловой
была «Последняя жертва», в которой прослеживается история
купеческой вдовы
Тугиной, женщины простой, любящей, чистой сердцем. Ермолова была
великолепна в
роли Негиной в «Талантах и поклонниках». Зрители не могли
сдержать слез, когда
актриса в знаменитой сцене чтения письма Мелузова произносила:
«Душа полна через
край, сердце хочет перелиться».
В ранней юности Ермолова любила «Грозу», причем ифала в ней
прекрасно; но со
временем роль Катерины перестала ей нравиться, она с
неудовольствием в день
спектакля говорила: «Ах... опять «Грозу» ифать...»
Поражает творческий диапазон актрисы. С равным успехом Ермолова
играла римскую
императрицу Мессалину в пьесе Аверкиева «Смерть Мессалины»,
еврейку с пламенной
душой — Юдифь в трагедии Гуцкова «Уриэль Акоста» и молодую
школьную учительницу
Верочку Лонину в комедии Островского и Соловьева «На пороге к
делу». У Марии
Николаевны был «от природы поставленный талант», дававший ей
возможность
переходить от горных вершин трагедии к цветущим долинам комедии.
И все-таки Ермолова была больше актрисой героико-романтического
плана. Она
выступала в пьесах Шекспира (Офелия, Джульетта, Катарина, леди
Анна, Дездемона,
Гонерилья, Имогена, леди Макбет), Шиллера (Мария Стюарт), Гюго
(Мария Тюдор)...
Однако актриса возразила С.Н. Дурылину, когда тот с восторгом
назвал ее «дочерью
Мочалова, его единственной наследницей»: «Какая я Дочь Павлу
Степановичу! Уж
пусть я буду его падчерицей, но тогда нужно Непременно добавить:
Ермолова —
внучатая племянница Михаилу Семеновичу Щепкину и живет в доме
Щепкина».
«Мария Николаевна Ермолова — это целая эпоха для русского
театра, а для Нашего
поколения — это символ женственности, красоты, силы, пафоса,
искренней простоты
и скромности, — писал К.С. Станиславский. — Ее данные были
Исключительны. У нее
была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент,
большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины. Не будучи
характерной
артисткой, она в течение полувека, почти не выезжая из Москвы,
чуть ли не
ежедневно жила на сцене и действовала от своего лица, сама себя
выражала. И,
несмотря на это, в каждой роли М.Н. Ермолова давала всегда
особенный, духовный
образ, не такой, как предыдущий, не такой, как у всех...
М.Н. Ермолова творила свои многочисленные и духовно
разнообразные создания
всегда одними и теми же, специфически ермоловскими приемами
игры, с типичным для
нее многожестием, большой порывистостью, подвижностью... с
вспышками
вулканической страсти, достигающей крайних пределов, с
изумительной способностью
искренне плакать, страдать, верить на сцене.
Внешние данные Марии Николаевны были не менее замечательны. У
нее было
превосходное лицо с вдохновенными глазами, сложение Венеры,
глубо-j кий,
грудной, теплый голос, пластичность, гармоничность, ритмичность
даже в ] метании
и порывах, беспредельное обаяние и сценичность, благодаря
которым ] самые ее
недостатки обращались в достоинства».
Ермолова на сцене была искренней, трагически правдивой Надев
костюм! Сафо, Марии
Стюарт или королевы Анны, она с этой минуты жила жизнью j только
этой женщины,
видела все только ее глазами, слушала только ее сердцем.',
Однажды на репетиции пьесы Шекспира «Ричард III» Ермолова — Анна
; стояла у
гроба горячо любимого мужа. Слезы застилали ей глаза, она вся —'
скорбь. Анна с
необыкновенным проникновением произносит прощальные слова,
устремив свой взор на
лицо покойного. Актеры, служащие сцены, замерев, ; слушают и
смотрят на
изумительную игру великой артистки.
В перерыве усталая Ермолова садится на стул у кулисы. Вдруг к
ней подбегает
режиссер и, падая на колени, просит прощения. Мария Николаевна
испуганно
спрашивает, поднимая его с колен: «Что такое? Что случилось?» —
«Простите,
каким-то образом в гробу очутилась львиная шкура». — «Я не
видела! — ; отвечала
Ермолова.
Всем великим актерам свойственны сомнения и неуверенность в
своих си-, лах. О
застенчивости и скромности Ермоловой знала вся Москва.
«Предложит, кто-нибудь
Ермоловой сыграть новую роль, — рассказывает Станиславский, —¦'
и Мария
Николаевна вспыхнет, вскочит с места, покраснеет, замечется по
комнате, потом
бросится к спасительной папиросе и начнет нервными движениями
закуривать ее,
произнося отрывисто своим грудным голосом' «Что это вы! Господь
с вами! Да разве
я могу? Да у меня ничего нет для этой роли' Зачем это я сунусь
не в свое дело'7
Мало ли молодых актрис и без меня1? Что это вы?1»
К концу 1890-х годов Ермолова стала чувствовать непосильную
усталость от работы
в Малом театре Даже летом стала уезжать в скромные городки
немецких курортов и
жила там в уединении, наслаждаясь природой и тишиной.
Болезнь дочери в 1898 году заставила ее прожить три летних
месяца в Крыму. Она
поселилась с дочерью и сестрой мужа в местечке Олеиз. Ермолова
страстно любила
море, южную природу Крыма, его живописные места...
В Крыму Ермолова познакомилась с доктором медицины Леонидом
Валентиновичем
Срединым. Образованный, тонко понимавший искусство, он был
знаком со многими
выдающимися писателями, художниками, музыкантами. Его другом был
А.П. Чехов. «За
последние двадцать лет я таких людей не встречала...», —
признавалась Ермолова в
одном из писем.
Дружба Марии Николаевны со Срединым продолжалась до его смерти.
В 1908 году она
писала Леониду Валентиновичу: «У меня одна мечта— поехать весной
в Ялту,
забраться к вам на террасу и вместе с вами вспоминать все то
хорошее, что мы пережили». Этой мечте не удалось
осуществиться... Средин был
болен туберкулезом и умер, когда ему было всего 49 лет...
В 1907 году Ермолова решила взять продолжительный отпуск. Ровно
через год она
снова появилась перед публикой в пьесе Островского «Без вины
виноватые»- Это был
не спектакль, а настоящий триумф актрисы. Зрители стоя
приветствовала Ермолову.
Спектакль не раз прерывался овациями.
Москва стремилась на «Без вины виноватые», восторженно встречая
Марию
Николаевну, а она скромно сообщала о себе Федотовой: «Я опять
играю, как вам
известно, «Без вины виноватые», очень устаю, сил совсем нет, но
удовлетворяет
одно, что публика с удовольствием смотрит, и плачет, и смеется».
Ермолова была чрезмерно перегружена работой. В течение многих
лет она играла
почти ежедневно. Одновременно со спектаклями почти все время шли
репетиции.
Только по субботам вечером полагался отдых. В свободное время
Ермолова
предпочитала посещать симфонические концерты. Из русских
композиторов она любила
М. Глинку. Новые веяния принимала с трудом. У Модеста
Мусоргского она видела
«отсутствие таланта», а про «Бориса Годунова» писала: «По-моему,
это падение,
если в музыке слышны проселочные дороги и топот лошадей». В
опере Н. Римского-
Корсакова «Моцарт и Сальери» ею отмечались лишь холодные идеи.
«Мне ненавистно
это новое направление, это изображение беспросветного мрака и
ужаса жизни. Этой
голой правды, одной страшной правды, одним словом, этот
«ибсенизм».
Мария Николаевна много читала. Пушкин, Некрасов, Гоголь,
Островский... Никогда у
нее не было «страсти коллекционирования». Только разве
изображения Жанны д'Арк
во всех видах: статуэтки, бронза, гравюры, рисунки, которые ей
дарили.
Личная жизнь актрисы складывалась непросто. Отношения с мужем Н.
Шу-бинским
свелись к необходимости жить в одном доме ради дочери... Ее
большой любовью был
известный в Европе ученый. Но оставить семью ради призрачного
счастья она не
захотела. Много лет спустя, когда дочь Марии Николаевны выросла
и вышла замуж,
ее возлюбленный опять предложил соединить с ним судьбу, но, так
как эту перемену
он связывал с ее уходом из театра, Ермолова отказалась. Все
осталось по-старому
Мария Николаевна еще больше замкнулась в себе, встречалась
только со старыми
друзьями.
В 1920 году был торжественно отпразднован 50-летний юбилей
сценической
деятельности Ермоловой. Накануне она играла сцену из «Марии
Стюарт» (свидание
Марии с королевой Елизаветой) Ей первой было присвоено звание
«Российской
Народной Артистки». Правительство передало ей дом на Тверском
бульваре, в
котором она прожила большую часть своей жизни. Актриса получила
сотни
поздравлений со всех концов страны.
После юбилея Мария Николаевна продолжала работать, невзирая на
уговоры близких
беречь себя. «Разве такое теперь время, чтобы думать о себе?» —
отвечала она.
В январе 1921 года Мария Николаевна заболела. По распоряжению
Нарком-здрава
актрисе были предоставлены необходимые лекарства и продукты
питания. Ее лечили
лучшие профессора, поклонники буквально осаждали дом, чтобы
справиться о ее
здоровье, и каждый приносил ей все. что мог.
Ермолова поправилась и в декабре 1921 года вышла на сцену в
«Холопах». Это был
ее последний спектакль.
Актриса все реже появляется на сцене. Накануне своего 70-летия
Еромлова писала
А.И Южину: «...Я хочу только одного, чтобы в этот вечер все мои
товарищи были со
мной вместе. Я есть только единица, а надо, чтобы было целое...»
С каждым годом здоровье актрисы ухудшалось. 12 марта 1928 года в
7 часов 14
минут Марии Николаевны Ермоловой не стало.
|