МОЗЖУХИН ИВАН ИЛЬИЧ
(1889—1939)
Русский актер. С 1920 года работал во Франции. Снимался в
фильмах: «Кин»,
«Покойный Матиас Паскаль», «Пиковая дама», «Отец Сергий»,
«Костер пылающий»,
«Лев моголов», «Казанова» и др.
Иван Ильич Мозжухин родился в Пензе 26 сентября 1889 года в
семье богатого
крестьянина-землевладельца Ильи Ивановича Мозжухина. С юных лет
у Ивана
проявилось актерское дарование. В любительском спектакле он с
успехом играл роль
Хлестакова.
По настоянию родителей Мозжухин в 1906 году поступил на
юридический факультет
Московского университета, однако уже после первого курса
заключил контракт с
труппой актера и антрепренера П Заречного. Родители умоляли его
вернуться в
университет, отец в отчаянии предрек непокорному сыну позднее
раскаяние, но Иван
был неумолим. Страсть к сцене пересилила привязанность к отчему
дому и родным.
Актерскому мастерству он учился на гастролях, где играл в
основном на подмостках
провинциальных театров. На эти же годы пришлось его знакомство с
сестрой
Заречного О. Телегиной (по сцене Броницкой) и рождение сына
Александра.
В начале 1908 года Мозжухин получил ангажемент в Москве, в
труппе Введенского
народного дома, хотя в летнее время он продолжал гастролировать
с труппой
Заречного. В начале своей театральной карьеры в столице Мозжухин
создавал больше
образы сверстников. Однако молодой актер стремился к
сценическому разнообразию,
и в его репертуаре появились характерные роли: неотразимый
помещик Бабаев в
комедии Островского, жалкий Базиль в пьесе Вин-никова
«Мохноногое». Особым
успехом Мозжухин пользовался в роли графа Кпермона в пьесе Л.
Андреева «Король,
закон и свобода», сыгранной в Московском драматическом театре,
куда он был
приглашен осенью 1914 года.
В августе 1916 года он еще выступал на одной сцене с такими
знаменитостями как
Н. Радин, Е. Полевицкая, М. Блюменталь-Тамарина, И.
Дуван-Торцов. Через год Иван
ушел из театра вместе со своей партнершей, а вскоре и женой,
актрисой Натальей
Лисенко Он решил связать свою судьбу с кино, в котором
Дебютировал в 1909 году
Кинематограф стал для него не просто профессией «Это моя кровь,
нервы, надежды,
провалы, волнения.. миллионы крошечных кадриков составляют
лен-ту моей души», —
говорил он позже. Наделенный от природы гениальной
художественной интуицией,
которая во многом заменяла ему школу, актер сразу ощутил
принципиальную разницу
между игрой в кино и в театре Он пытался
распознать законы киноязыка, его «главные творческие принципы»,
основанные на
«внутренней экспрессии, на гипнозе партнера, на паузе, на
волнующих намеках и
психологических недомолвках». «Актеру достаточно искренне,
вдохновенно подумать
о том, что он мог бы сказать... загореться во время съемок, —
писал Мозжухин, —
и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой одних глаз...
откроет с полотна
публике свою душу, и она... поймет его без единого слова, без
единой надписи».
Мозжухин начинал свою карьеру в студии А. Ханжонкова. Расцвет
его творчества
пришелся на период, когда в кинематографе, по его словам,
господствовали
«нервозные, откровенные до жестокости сложные драмы», а
центральным персонажем
нередко был герой «с садистски утонченной чувственностью».
Именно в такой роли
Мозжухин познал свой первый экранный успех: герой фильма «Жизнь
в смерти» (1914)
убивал свою возлюбленную, чтобы набальзамировать труп и
сохранить нетленной ее
красоту. Несмотря на явную патологию образа, Мозжухин играл
своего персонажа с
подлинным драматизмом и впервые продемонстрировал на экране
удивительную
способность плакать «настоящими слезами».
Он обладал богатым актерским диапазоном. Культуру сценического
перевоплощения
Мозжухин принес из театра. Уже в первых в фильмах режиссера П.
Чардынина «На
бойком месте» (1911) и «Снохач» (1912) явственно проступало его
стремление и
вкус к созданию внешнего рисунка роли. Настоящей удачей была
роль молодого еврея
Исаака в ленте «Горе Сарры» (1913).
В те же годы Мозжухин создал блестящие по внешней
выразительности образы
фантастических и сказочных персонажей в фильмах В. Старевича:
Черт в «Ночи перед
Рождеством» (1913), Колдун в «Страшной мести» (1913), Руслан в
«Руслане и
Людмиле» (1915). Мастерски работая с гримом, Мозжухин вместе с
тем использовал
для перевоплощения не только внешние средства. Для небольшого
научно-популярного
фильма «Пьянство и его последствия» он специально изучил
медицинскую литературу,
чтобы воспроизвести на экране подлинную картину сумасшествия,
наступающего в
результате алкоголизма. Великолепное чувство юмора, врожденное
изящество,
легкость, пластичность обеспечивали ему успех и в комедиях.
Особое место в творчестве Мозжухина занимает русская классика. В
1913 году он
снялся у Чардынина в экранизации пушкинского «Домика в Коломне».
Благодаря
блистательной игре актера в двойной роли — Гусара и кухарки
Мавру-ши — этот
фильм признан одной из лучших ранних экранизаций Пушкина.
Поддавшись патриотическому порыву августовских дней 1914-го,
Иван Мозжухин
становится вольноопределяющимся. Тут же появляется серия
открыток любимца
публики в военной форме. Но актера подвело здоровье, и он
возвращается на
съемочную площадку.
В 1915 году Мозжухин— ярчайшая звезда русского кино. Он уходит
от Ханжонкова к
Ермольеву, который предложил ему щедрый гонорар, интересные
роли, работу с
«актерским режиссером» Я.А. Протазановым.
«Пиковая дама» (1916) вошла в число шедевров ранней русской
киноклассики во
многом благодаря талантливой и серьезной работе Мозжухина. Через
два года он
достиг выдающегося успеха в фильме «Отец Сергий» по повести Л.
Толстого. Актеру
удалось максимально приблизиться к замыслу писателя и создать
весьма сложный
образ, состоящий из трех последовательных перевоплощений:
сначала молодой
офицер, затем истерзанный страданиями монах и, наконец,
угасающий старик. Роль
князя Касатского в исполнении Мозжухина
и вся картина в целом, по оценке ведущих кинокритиков,
причислена к высшим
достижениям мирового экрана.
В артистической натуре Мозжухина, его темпераменте, внешности
было щного от
романтического русского актера-трагика. Именно поэтому
драматические роли
занимали большое место в его творчестве тех лет: поэт («Нищая»,
1916), прокурор
в одноименном фильме, пастор («Сатана ликующий», 1917) и многие
другие. Силой
своего таланта Мозжухин поднимал подчас надуманные фальшивые
мелодраматические
сюжеты до уровня подлинной человеческой трагедии. Эти роли
принесли ему
небывалый успех в кино. На родине Мозжухин снялся более чем в 70
фильмах, прежде
чем в ночь на 3 февраля 1920 года эмигрировать в
Константинополь. «Уехала за
границу почти вся кинематографическая фабрика Ермольева:
Мозжухин, Протазанов,
Дошаков, управляющий Попов, Вермель и др.», — сообщала газета.
Спустя короткое время вся группа переехала во Францию, в
местечко Мон-трей-сюр-
Буа, где обосновалась русская кинофабрика «Товарищество И.
Ермольева». Чуть
позже Ермольев и французский бизнесмен русского происхождения А.
Каменка
организуют «Сосайт Альбатрос» — студию, с которой неразрывно
связан Мозжухин в
1920-е годы.
«Когда я приехал во Францию, — вспоминал актер, — я не верил в
себя как в
большого киноактера... На следующий день после приезда в Марсель
я пошел
смотреть французский фильм. Это был «Карнавал истин» М.Л.
Эрбье... Я понял, что
все мои знания и теории ничего не стоят. В России кино сковано
театром, здесь
оно свободно. Я решил переучиваться. Русская манера игры больше
недействительна,
и затем в Париже другая публика — ей нужно нравиться».
Мозжухин начал с комедии «Горестные приключения» по собственному
сценарию. В
следующем фильме— «Дитя карнавала» (1921) он выступил как
сценарист, режиссер,
исполнитель главной роли. Непритязательный комедийный сюжет о
подкидыше имел
большой успех у публики и был восторженно принят критикой.
В1922 году в фильме А. Волкова «Дом тайн» актер
продемонстрировал французскому
зрителю свою удивительную способность к перевоплощению. В
шес-тисерийном
боевике-драме с весьма причудливым сюжетом он создал несколько
десятков
разнохарактерных образов.
Однако подлинный триумф пришел к нему в фильме того же Волкова
«Кин» по пьесе А.
Дюма, где он сыграл великого романтика английской сцены Эдмунда
Кина. В этой
роли воплотился гений двух актеров: личность одного вдохновляла
игру другого.
Мозжухин не играл, а растворялся в этом образе. «Тонкий алхимик
страсти и
страданий... Иван Великолепный, ослепленный искусством и его
сверкающими
видениями, выражает... невыразимое», — писал французский киновед
и критик Рене
Жанн.
А вот как оценил мозжухинского Кина поэт А. Вертинский: «Я
никогда не забуду
того впечатления, которое оставила во мне его роль. Играл он ее
превосходно. И
подходила она ему, как ни одна из ролей. Он точно играл самого
себя — свою
жизнь. Да и в действительности он был Кином. Жизнь этого
гениального и
беспутного актера до мелочей напоминала его собственную».
Эта роль позволила Мозжухину войти в число звезд мирового экрана
и Упрочила его
славу не только в Европе, но и в Америке. Мозжухин хотел создать
авторский
фильм, увидеть «идеально выполненной свою мысль». Иван Ильич
мечтал об особой,
«кинематографической», литературе. «Подметить у людей их
подлинное лицо и
перенести на экран фарс жизни, смешанный с ее
интимной драмой» — такова была его задача, цель, которую он
поставил перед
собой, претворил в сценарий, снял и назвал «Костер пылаюший».
Будучи не только
автором, но и исполнителем главной роли, Мозжухин создал
неординарное
произведение, где сон смешан с явью, а фантазия причудливо
переплетается с
реальностью. В приемах режиссуры, стиля, монтажа отчетливо
прослеживалось
влияние французского киноавангарда, немецкого экспрессионизма.
У массового зрителя фильм вызвал неоднозначную оценку, но
критика отнесла его к
числу киношедевров. Один из признанных лидеров французского
кинематографа, Жан
Ренуар, в то время молодой художник-керамист, был настолько
потрясен лентой
Мозжухина, что решил бросить свое ремесло и заняться кино.
В 1924 году по сценарию Мозжухина был снят фильм «Лев моголов»,
где он блистал в
роли раджи Роундгито-Синга. Действие картины развивалось на фоне
экзотического
Востока и в Париже, что позволило Мозжухину продемонстрировать
свой широкий
актерский диапазон и незаурядные физические данные. Его
авторитет был к тому
времени настолько велик, что присутствие режиссера Жана Эпштейна
на съемках
практически сводилось к минимуму.
Мозжухин буквально ошеломил французского зрителя, сыграв в
экранизации романа Л.
Пиранделло «Покойный Матиас Паскаль» (1925). Он блистательно
представил главного
героя в двух ипостасях, изображая два абсолютно разных
характера, которые в
финале сливались воедино. «Я впервые доверился искусству немоты,
потому что ему
служили два великих артиста: Иван Мозжухин и Марсель Л'Эрбье», —
писал
Пиранделло
Уже на склоне жизни, в 1970-е годы, боготворивший русского
актера Л'Эрбье
вспоминал- «Мозжухин здесь оказался несравненным, он с блеском
переходил от
самой настоящей комедии к высокой патетике драмы. Нужно было
обладать подлинным
талантом, чтобы с такой легкостью переходить от одного жанра к
другому, от смеха
к слезам. Когда публика увидела его на экране, она не могла не
почувствовать его
сходства с двумя актерами — Чарли Чаплином и Джоном Барримором,
но речь все
время шла только об одном Иване, гении с двумя лицами».
В 1926 году актер снялся в картине «Михаил Строгов» по роману
Жюля Верна Этот
приключенческий фильм имел невероятный зрительский и
коммерческий успех, который
был продолжен и закреплен в роли Казановы в одноименном фильме
Волкова (1927)
Триумф Мозжухина в этих нашумевших картинах привлек внимание
голливудского
продюссера Карла Лемке, который заключил с артистом выгодный
контракт.
В 1928 году Мозжухин уехал в Голливуд. Его переезд в Америку был
продиктован не
только соображениями материального характера. Страстный
поклонник таланта Чарли
Чаплина, Мозжухин с интересом наблюдал за развитием
американского кинематографа.
Однако пребывание в Голливуде обернулось горьким разочарованием.
Актеру пришлось
перенести пластическую операцию по исправлению «бержераковского»
носа, взять
псевдоним Маскин... Но Мозжухин не смог изменить свой внутренний
мир. Снявшись в
одном лишь фильме «Капитуляция», не прожив и года, расторгнув
выгодные
контракты, Мозжухин вернулся в Европу.
В течение ряда лет он снимался на студии ИРА в Германии. Фильмы
«Тайный курьер»,
«Президент», «Адъютант царя», «Белый Дьявол» и другие в какой-то
мере были
вариациями на темы прошлых его работ.
Вернувшись в Париж в начале тридцатых, Мозжухин тщетно пытался
обрести свой
прежний успех в повторных постановках: «Похождения Казановы»,
«Дитя карнавала».
Звук стал непреодолимым препятствием для короля немого экрана.
Мозжухину мешали
недостаточное знание французского языка, сильный иностранный
акцент. Его первый
звуковой фильм под названием «Ничего», в котором он играл
небольшую роль и
должен был произнести всего несколько реплик, оказался для него
и последним.
Несмотря на явную неудачу, Мозжухин пытался найти выход в
режиссуре. «Великий
русский артист Иван Мозжухин собирается снимать говорящий
французский фильм», —
под этим броским заголовком газета «Пари-Суар» 22 марта 1936
года поместила
большое интервью с «незабываемым Кином», с «блистательным
Казановой».
Но этим планам не суждено было сбыться. Последние годы оказались
тяжелым
временем в жизни Ивана Ильича. Широкая натура, Мозжухин
относился к деньгам
чрезвычайно легко. По воспоминаниям близко знавшего его А.
Вертинского, «целые
банды приятелей и посторонних людей жили и кутили за его счет. В
частых кутежах
он платил за всех. Деньги уходили, но приходили новые. Жил он
большей частью в
отелях... и был настоящей и неисправимой богемой...» Помимо
прочего Мозжухину
приходилось постоянно помогать, практически содержать старшего
брата Александра,
талантливого камерного певца с неудавшейся карьерой.
Не складывалась и личная жизнь актера. С актрисой Н. Лисенко,
которая на
протяжении многих лет была не только женой, но и партнершей и по
праву делила с
ним успех в его лучших фильмах, он расстался в 1927 году.
Непрочным оказался и
второй брак со шведкой Агнес Петерсон. Последней подругой стала
французская
актриса русского происхождения Таня Федор (Федорова).
Переживания последних лет,
вызванные вынужденным творческим простоем, легкомысленное
отношение к здоровью
способствовали быстрому развитию болезни. Осенью 1938 года
Мозжухин почувствовал
себя плохо. Пребывание в санатории уже ничем не могло ему
помочь, и 17 января
1939 года в клинике в Нейи он скончался от скоротечной чахотки.
Иван Ильич
Мозжухин похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. |