|
ТРЕНТИНЬЯН ЖАН-ЛУИ
(р. 1930)
Французский актер. Снимался в фильмах: «И Бог создал женщину»,
«Обгон», «Мужчина
и женщина», «Дзета», «Конформист», «Покушение», «Терраса»,
«Скорей бы
воскресенье!», «Мужчина и женщина: двадцать лет спустя», «Три
цвета: красный» и
др.
Жан-Луи Трентиньян родился 11 декабря 1930 года в городке
Пон-Сент-Эсп-ри, что у
подножья Севеннских гор. Его отец, Рауль Трентиньян, владел
небольшой
кондитерской фабрикой.
Школьные годы Жана-Луи прошли в Авиньоне и в Эксе (куда семья
переехала вскоре
после войны). Юный Трентиньян учился не очень прилежно; гораздо
больше
привлекала его поэзия, Жак Превер стал его кумиром...
В 1950 году Трентиньян поступает в Париже в актерскую школу
Дюлена.
Преподавателями были Жерар Филип и Жан Вилар. Немало усилий ему
потребовалось
только на то, чтобы избавиться от акцента, выработать правильную
дикцию. После
того как его родители лишились кондитерской фабрики, Трентиньян
вынужден был
подрабатывать — продавцом, грузчиком, мойщиком посуды.
На курсах Жан-Луи женился на Стефани Одран, ставшей известной
киноактрисой.
Однако их брак просуществовал недолго. После развода они
сохранили дружеские
отношения. Вместе актерам довелось сниматься в фильмах Клода
Шаброля, режиссера,
ставшего мужем Стефани Одран
После окончания курсов для Трентиньяна началась обычная жизнь
молодого актера:
кратковременные контракты, незначительные роли, утомительные
гастрольные поездки
по провинции. В театральный сезон 1953 — 1954 годов Трентиньян
привлек к себе
внимание парижской критики исполнением главной роли
затравленного преступника в
пьесе Робера Оссеина «Ограниченная ответственность».
В 1955 году он сыграл первую настоящую роль в кино — у
Кристиана-Жака в «Если
парни всей земли». В конце года Жан-Луи начал сниматься в
фильме, которому была
суждена громкая и скандальная слава, «И Бог создал женщину...»
Но слава эта была
связана не с Трентиньяном, а с исполнительницей главной роли —
юной Брижит
Бардо. Они стали жить вместе.
Призыв в армию на два с половиной года прервал профессиональную
деятельность
молодого актера. Трентиньян попал в Алжир.
После возвращения из армии Жан-Луи несколько месяцев не
снимался. Его уже начали
забывать. Он ушел от Брижит Бардо после того, как застал ее
дома с известным шансонье Жильбером Беко. В это время он нашел
поддержку у Надин
Маркан, молодой, энергичной, жизнелюбивой женщины, работавшей
ассистентом по
монтажу. Надин стала спутницей Жана-Луи на долгие годы.
Морис Жакмон, главный режиссер театра «Студио» на Елисейских
Полях, пригласил
Трентиньяна на роль Гамлета. Репетиции продолжались почти год.
Премьера прошла с
огромным успехом. После пятнадцати представлений в Париже
спектакль повезли в
Марсель. Южане устроили Трентиньяну триумфальный прием. «То, что
он сделал в
Гамлете, — писал один из критиков, — и то, что он делает вообще,
есть нечто
прямо противоположное актерскому «номеру». Он добивается
сдержанности, доходит
до аскетизма, до неподвижности. Своей властью над зрителями он
обязан богатству
своего воображения». В образ Гамлета Трентиньян вложил свои
мучительные
раздумья, свой жизненный опыт последних лет. Принца датского он
играл как
человека, который «укрывается в безумии, чтобы спастись от
окружающей его
глупости и посредственности. Это — антигерой. Это могла бы быть
роль моей жизни.
Благодаря ей я понял больше, чем за все годы работы в кино».
Роже Вадим, первый муж Бардо, снял Трентиньяна в фильме «Опасные
связи» (1959)
по знаменитому роману де Лакло.
В 1960 году Трентиньян сыграл в фильме итальянского режиссера
Дино Ризи «Обгон».
Его герой, застенчивый студент по имени Бруно, помимо
собственной воли
оказывается вовлеченным в «сладкую жизнь». Наличие такого
партнера, как Витторио
Гасман, серьезная мысль, которую развивал фильм при кажущемся
легкомыслии, рука
умелого режиссера — все это позволило Трентиньяну извлечь из
амплуа «скромного
молодого человека» максимум возможного.
Удачной была роль и в картине «Битва на острове» Алена Кавалье.
Сам Трентиньян
считал ее одной из лучших в своем раннем творчестве.
Его снова приглашает Роже Вадим: «Замок в Швеции» (1963, по
произведению
Франсуазы Саган).
Затем последовали роли иного плана. Сначала — в костюмной
мелодраме «Анжелика —
маркиза ангелов» Бернара Бордери. «У меня были денежные
затруднения Мне
предложили большие деньги за небольшую роль. Вот и все, —
объяснял Трентиньян. —
Ах да! У меня была одна очень мучительная сцена с Мишель Мерсье.
Постельная. Я
всегда ненавидел постельные сцены. Я прихожу на съемочную
площадку. Мишель
Мерсье была уже звездой, а я мало известен. Продюсер
представляет нас: «Вы
знакомы с Мишель Мерсье?» «Здравствуйте, мадам». После этого мы
залезаем голыми
в постель и разыгрываем любовников. Это омерзительно...»
Потом была роль в мелодраме Сержа Корбера «Семнадцатое небо»
(1965), где
Трентиньян играл мойщика окон, выдающего себя за известного
писателя.
Когда Жан-Луи согласился исполнить главную роль в фильме
«Мужчина и женщина»
(1966), сценария еще не существовало. Режиссер Клод Лелуш
рассказал Трентиньяну
сюжет в общих чертах. Речь шла о любовной истории между врачом и
помощницей
режиссера. Герои молоды, но не слишком, им около тридцати. Оба
были женаты, оба
имеют детей, он — мальчика, она — девочку примерно одного
возраста.
Как при таких условиях будет развиваться их роман, предстояло
дофанта-зировать в
процессе съемок. Главным для Лелуша было поведение актеров,
Трентиньяна и Анук
Эме. В результате фильм поразил зрителей правдивостью и
задушевностью интонаций.
Трентиньян превыше всего в актерском деле ценил свободу
импровизации. «Его вклад
на съемочной площадке, — свидетельствует Лелуш, — был очень
значителен. Он
всегда чуток, открыт, восприимчив к происходящему. Всегда
что-нибудь предлагает
режиссеру. Я называю это — делать подарки. Трентиньян — актер,
который «делает
подарки». Но лишь тогда, когда чувствует себя соучастником в
создании чего-то
значительного. В «Мужчине и женщине» он часто подхватывал и
развивал то, что
мной было только намечено».
Именно Трентиньяну принадлежала идея изменить профессию героя —
сделать его не
врачом, а автогонщиком. Это позволило Лелушу снять несколько
очень эффектных
эпизодов на автодроме и во время ралли в Монте-Карло.
Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян играли действительно современно.
Именно этот фильм
обнаружил в артисте истинно лирический талант, по которому
Франция, да и не
только она, скучала со времен молодости Жерара Филипа. Для
миллионов зрителей и
зрительниц Трентиньян слился со своим героем, с его обаятельной
и чуть
застенчивой улыбкой, романтической судьбой, затаенной грустью.
После огромного успеха «Мужчины и женщины» Трентиньяну наперебой
делают
заманчивые предложения. В 1967 году он снялся в фильме «Сердце в
горле»
режиссера Тинто Брасса, затем в вестерне «Большое молчание»
(1968) Серд-жио
Корбуччи.
Трентиньян отказался от ролей в фильмах Копполы, Фридкина и
Спилберга потому,
что ему показался чуждым драматургический материал. Зато с
удовольствием
снимался в авторских фильмах элитарного режиссера и писателя
Алена Роб-Грийе.
Трентиньян снимается в политическом фильме «Дзета» (1968), за
роль в котором
получает премию на Каннском фестивале 1969 года.
Одним из самых значительных и сложных политических фильмов
западного кино
является «Конформист» (1970) Бертолуччи. «Конформист», — говорит
Трентиньян, —
лучший фильм, в котором я участвовал. Моя лучшая актерская
работа».
Трентиньян в эти годы часто снимался в Италии. В Рим он приезжал
надолго, с
женой и детьми. Так было и на этот раз. Жан-Луи приступил к
работе, старшая дочь
Мари ходила во французскую школу, Надин присматривала за
восьмимесячной Поль.
Как вдруг однажды ночью Поль задохнулась в своей кроватке.
Жан-Луи и Надин были
вне себя от горя...
«Этот фильм, — говорил впоследствии Трентиньян, — стоил мне
очень дорого. Он
меня буквально растерзал». Главный герой «Конформиста» —
интеллектуал Марчелло
Клеричи, после мучительных сомнений соглашается служить режиму
Муссолини. Его
наслаждение властью и одновременно страх и презрение к себе были
блестяще
переданы актером — в пластике, мимике, жестах... Образ Клеричи
был завершением
целой галереи персонажей, созданных Трентиньяном, — людей с
раздвоенной
психикой, одевших личину и потерявших лицо, людей-марионеток.
Режиссер Эрик Ромер (снявший Трентиньяна в интересном фильме
«Моя ночь у Мод»)
считал его актером «в духе Достоевского»: «В нем идет борьба
между светом и
тьмой... Это настоящий Раскольников с его внутренней
раздвоенностью.
Поверхностные персонажи без сучка и задоринки — это не для
него».
В 1972 году на экраны вышел политический фильм режиссера Ива
Буассе «Покушение».
Трентиньян сыграл журналиста, человека нерешительного,
ненадежного, внутренне
расколотого и постепенно сползающего к предательству.
Жан-Луи признавался: «Мне было действительно неприятно играть
этот персонаж.
Редко мне приходилось испытывать столь неприятное чувство. Он
внушал мне
настоящее отвращение».
Трентиньян осуществил свою давнюю мечту о режиссуре: его дебютом
стал триллер
«Насыщенный день» (1972). Позже поставил фильм «Инструктор по
плаванию» (1979).
«Я провалил их, тогда как мог выиграть. Возможно, из-за
недостаточного доверия к
себе как к режиссеру», — говорил позже актер.
Молодой человек (который при ближайшем рассмотрении оказывается
не таким уж и
молодым) в измятом пиджаке, в очках, с растерянным взглядом, —
таким появляется
Трентиньян в фильме «Поезд» (1973, режиссер Пьер Гранье-Дефер).
Его герой Жюльен
бежит от немецкого наступления в мае 1940 года. В поезде он
знакомится с молодой
женщиной Анной (Роми Шнайдер). Анна — еврейка, она исчезает из
жизни Жюльена,
чтобы не подвергать его опасности. Но проходит три года, и героя
вызывают в
гестапо: его подозревают в связях с участницей Сопротивления, и
женщина, с
которой ему устраивают очную ставку, не кто иная, как Анна.
Чтобы выйти из
гестапо, ему достаточно сказать: «Я не знаю этой женщины».
Наступает мучительная
пауза. И герой говорит. «Здравствуй, Анна!» И она отвечает ему
счастливой
улыбкой... Эта сцена, сыгранная Трентиньяном и Роми Шнайдер, —
одна из самых
сильных актерских сцен во французском кино.
Вообще техника ансамблевой игры у Трентиньяна на редкость богата
и виртуозна. В
этом плане он хорош не только в лирических историях, но и в
сугубо мужских
сюжетах. «Я никогда не задаюсь умозрительной идеей относительно
персонажа. Не
пытаюсь найти к нему психологический подход. Я представляю его
себе через
конкретные действия, физические детали, специфические жесты.
Например, спрашиваю
себя: как он будет держаться за столом? Думаю о его походке,
силуэте, дыхании...
Если у вас правильная походка, если вы почувствовали, как
движется ваш герой,
значит, главное сделано...»
Картина режиссера Жака Дерэ называется «Полицейская история»
(1975). Трентиньян
сыграл здесь уголовника, профессионального убийцу, сыграл
заостренно, гротескно.
В 1975 году Трентиньяна постиг еще один удар: он узнал, что его
старший брат
Фернан болен раком и жить ему осталось не более полугода.
Жан-Луи бросил все
дела Он купил ему гоночную машину, и они устроили себе «веселые
каникулы».
Разумеется, Фернан ничего не знал о своей болезни. Он чувствовал
себя на
удивление хорошо и был счастлив. Увы, диагноз врачей был точным,
и вскоре его не
стало...
В 1978 году Трентиньян снялся еще в одном значительном фильме —
«Чужие деньги».
Его партнершей была Катрин Денев. Лаконизм выражения, скупость
актерских средств
доходят здесь у Трентиньяна до аскетизма.
Уже давно Жан-Луи мечтал о двух вещах: сыграть комедийную роль и
сняться у
Франсуа Трюффо. И вот оба эти желания осуществились разом в
пародийной комедии
Трюффо «Скорей бы воскресенье! («Веселенькое воскресенье»,
1983), где он сыграл
мнимого преступника, вынужденного скрываться от полиции и
одновременно искать
доказательства своей невиновности. И еще одна памятная встреча—
с Роми Шнайдер в
фильме «Банкирша» (1980), где актриса сыграла главную героиню, а
Жан-Луи — роль
ее заклятого врага, злобного и коварного финансиста. Можно
упомянуть и еще целый
ряд работ актера: профессора-интеллектуала, любителя поэзии и
пособника
террористов («Удар в сердце», 1982); следователя, решающего не
столько
юридическую, сколько моральную про-
блему («Мужское дело», 1981). Запоминающимися были роли
Трентиньяна в «Террасе»
(1979) и «Новом мире» («Ночь Варенны», 1982) Этторе Скола,
«Глубоких водах»
(1981) Мишеля Девиля.
В 1980-х годах он часто снимался у режиссера Клода Лелуша, в том
числе в
ностальгической картине «Мужчина и женщина: двадцать лет спустя»
(1986). Были
неплохие роли в двух полицейских лентах «Уголовная полиция»
Филиппа Лабро и
«Человек с серебряными глазами» Пьера Гранье-Дефера.
В июне 1998 года Трентиньян заявил, что уходит из кино. За это
время он снялся в
ПО фильмах. Одной из последних запоминающихся работ стала лента
Кесьлевского
«Три цвета: красный». «Я играю старого желчного типа, который
открывается
благодаря духовной красоте молодой женщины, — говорит
Трентиньян. — Ничего
сексуального. Этот тип полон злости и горечи, и он начинает
искать в себе
хорошее. История искупления...» Главную женскую роль исполнила
Ирэн Жакоб,
Прощальной гастролью Трентиньяна стал фильм «Кто меня любит —
поедет поездом».
«Я, конечно, не думаю, что кинематограф перестанет существовать,
но очевидно,
что он утрачивает свое прежнее значение, — подчеркнул
Трентиньян. — Причина как
раз в том, что уходят в прошлое те самые качества — простота,
наивность, —
которые необходимы для восприятия этого искусства — кино».
Он решил заняться фотографией и... делать вино. Правда, от
семейных плантаций у
него осталось всего пять гектаров виноградников в департаменте
Вок-люз на юге
страны, приносящих ему 20 тысяч бутылок красного вина в год.
Свое вино актер
назвал «Руж-Гаранс» (красно-мареновое).
В 2000 году Жан-Луи Трентиньян получил «Золотой глобус» за
большой вклад в
киноискусство. |
|
|