НАЗИМОВА АЛЛА
(1879—1945)
Русская и американская актриса. Снималась в фильмах: «Невесты
войны», «Чудесное
явление», «Красный фонарь», «Камилла», «Кукольный дом», «Саломея»
и др. В театре
играла в пьесах Чехова, Ибсена, Шоу, Юджина О'Нила, Стриндберга,
Гауптмана и др.
Аделаида Левентон (Алла Назимова) родилась 22 мая (4 июня) 1879
года в Ялте, в
семье зажиточного еврейского аптекаря Якова Левентона.
Шестилетнюю Аллу посылают
в частную католическую школу в Швейцарию, в Монтрё. Способная
ученица быстро
осваивает несколько европейских языков. Вернувшись через
несколько лет на
родину, Аделаида поступает в Одесскую консерваторию, где изучает
игру на скрипке
под руководством'Римского-Кор-сакова.
Но она уже мечтает быть актрисой. Алла поступает в московское
Филармоническое
училище, в класс Немировича-Данченко. Через три года за роль в
выпускном
спектакле — «Маленький Эльф» Ибсена — юная актриса получает
золотую медаль,
почетную награду академии. После окончания училища она перестала
быть
Аделаидой Яковлевной Левентон, а приняла новое имя — Алла
Александровна
Назимова.
После студии — работа в Художественном театре. Первая
эпизодическая роль —
старуха-нищенка в толпе голодных в спектакле «Смерть Иоанна
Грозного». Летом
Назимова отправилась в Бобруйск, затем в Могилев, Минск и играла
все подряд.
Вернулась в Москву. Но в Художественном театре ролей для нее не
оказалось.
Встреча с актером Павлом Орленевым резко изменила ее жизнь.
Назимова полюбила
его с присущей ей страстью и властностью. Она оставила мужа
Сергея Головина
(одно время был помощником министра финансов в кабинете Сергея
Витте) и вышла
замуж за Орленева. И началась для нее кочевая жизнь. Пятнадцать
часов ежедневной
работы в театре — разучивание ролей и репетиции днем, спектакли
вечером... И
бесконечные переезды, гастроли в провинции...
Орленев постепенно делает из нее звезду, помогая получить более
двухсот ведущих
ролей в театрах Костромы, Херсона, Вильно. Они были неразлучны и
на сцене — если
Орленев играет Дмитрия в «Братьях Карамазовых», то Назимова —
Грушеньку, если он
— Хлестакова, то Назимова — Анну Антоновну...
Назимова стала для него подругой, спутницей, музой, опорой, в
чем так нуждался
бесконечно одаренный, но слабый и подвластный огромным душевным
перепадам
талант. Алла почитала в нем художника, учителя, не скрывая, что
всем ему обязана
в формировании собственной личности.
Орленев и Назимова были первыми русскими гастролерами в Америке.
23 марта 1905
года после Берлина и Лондона труппа Орленева дала первый
спектакль «Евреи»
Чирикова в нью-йоркском Нижнем Ист-Сайде, в театре «Геральд
Сквер». Российский
антисемитизм — беспроигрышная карта для кварталов нью-йоркской
еврейской
бедноты, но всех покорила вдохновенная игра блестящей пары.
Гастролеры играли
также запрещенного в России «Павла» Дмитрия Мережковского, «Лорензаччо»
Альфреда
де Мюссе. Окрыленные успехом, все вырученные деньги они
потратили на ремонт
театра на Третьей улице Ист-Сайда, дав ему пышное название
«Русский лицеум». В
течение сезона 1905/06 годов в его репертуаре Гоголь и Чехов,
Ибсен и
Достоевский, Стриндберг и Гауптман. Восхищенные критики все чаще
сравнивали
хрупкую экзотичную Назимову с Элеонорой Дузе.
Алла Назимова быстро выучила английский язык. Она умоляла Павла
заниматься
английским вместе с ней, чтобы играть в Нью-Йорке. Но он
отказался и домой
возвратился один.
Театральный продюсер и владелец театров Л. Шуберт, видевший
русские спектакли
Назимовой, упрашивал выступить у него в любой роли — разумеется,
на английском.
Обучала ее тонкостям языка и ставила произношение мать
знаменитого актера
Ричарда Бартельмеса.
13 ноября 1906 года в театре «Принцесс» состоялся дебют
англоязычной актрисы
Аллы Назимовой в одной из лучших ее ролей — Гедды Габлер.
Театральный Нью-Йорк
был покорен, газеты писали, что эта «хрупкая русская превзошла
всех нынешних
любимцев публики». И вскоре большинство ибсеновских пьес,
принесших ей
заслуженную славу, она играет в Театре на 39-й улице, который
Шуберт назвал
«Театр Аллы Назимовой».
Она играла сильных, независимых, ярких женщин. Писали о ее
терпком очаровании,
совершенной пластике, громадном темпераменте. «Бледное лицо,
черные волосы,
выразительный рот, глубокие глаза...» — такой увидел>ее
восторженный зритель. В
промежутках между серьезными ролями Хильды в «Строителе
Сольнесе», Риты Алмерс в
«Маленьком Эйольфе», Гедды Габлер актриса позволяла себе
передышки в мелодрамах
и водевилях. В «Графине-кокетке» и «Красавице» («Белла Донна»)
(1913) уже
появляются штрихи к имиджу женщи-ны-вамп.
С мелодраматическим антивоенным водевилем «Невесты войны»
Назимова устраивает
гастроли по всей Америке. А по ее возвращении режиссер Герберт
Бренон предлагает
Назимовой исполнить главную роль в фильме по этой пьесе.
В «Невестах войны» (1916) вместе с Аллой снимался Чарлз Брайант,
ставший ее
любовником (пожениться они не могли, поскольку развода Орленев
давать не хотел)
и партнером во многих фильмах. Она, конечно, сильно любила
Чарлза Брайанта,
который помогал в режиссерской работе над другими картинами,
если не ставил их
полностью сам. Но он не был единственным любовным увлечением
Назимовой в
Америке. В ее список входили богач Вандербильд, писатель Джером
К. Джером,
художник Ивановский, фотограф и оператор Ивано, актер Тайней...
В ее жизни были
и женщины. И всякий раз — бурные романы, страсти, разлуки... Она
выбрала девизом
— «Немного слез, немного смеха, много работы, много любви».
Предложения и заманчивые контракты с Голливудом после успеха
«Невест войны»
посыпались как из рога изобилия. Честолюбие и властность актрисы
проявились в ее
контракте с компанией «Метро» — он позволял Назимовой самой
набирать съемочную
группу, утверждать сценарий, режиссера, актеров.
Алла арендовала на 99 лет небольшую, испанского типа виллу на
Сансет Бульваре.
Особняк был похож на белую орхидею. Мощные кедры, пальмы,
цветники, пруд с
лилиями, тенистые дорожки — «Сад Назимовой», как его называли в
\ Голливуде, был
замечательный.
Легкая фигурка нимфетки, характерная южная внешность Назимовой
иде-; ально
подходили для сентиментальных мелодрам. Уже в первой роли для
«Мет- ] ро» —
фильме «Чудесное явление» (1918) — проступает ее излюбленная
тема оди- i нокой,
ранимой женщины, прячущейся за маской хищницы-вамп, капризной hi
избалованной.
Назимова создает убедительный образ Джолины, певички из ка-,,
баре в Латинском
квартале Парижа.
Она играет в мелодрамах Альберта Капеллани «Око за око» (1918),
«Из тума-: на»
(1918), «Красный фонарь» (1919). В последнем фильме Алла
исполнила роль ;
полукитаянки Май Ли, что становится «Богиней Красной лампы»,
лидером бок- i
серского восстания в Пекине. Роскосая героиня Назимовой Май Ли
затмила мно- <
гих американских кинозвезд. Алле не было равных в нарядах. Она
была исклю-:
чительно костюмной актрисой и умела в каждом новом наряде
произвести фурор среди
публики.
Не смешные и нелепые сюжеты мелодрам, но утонченная игра
Назимовой почти сразу
вывела ее в ряды ведущих голливудских «див» — в каждом списке
любимых актрис ее
имя стояло рядом с именами Мэри Пикфорд, Нормы Тол-медж, Пирл
Уайт, Маргерит
Кларк. Она являлась на экране провозвестницей новых веяний,
символом современной
для тех лет женщины, страстной, сильной, желанной и ускользающей
от мужчины.
В 1920 году фирма «Метро» подписала с Назимовой контракт, по
которому она
получала 1400 долларов в неделю — 50 долларов в час, подчеркивал
Герберт Блаше,
который снял Назимову в фильме «Отродье» (1919). У трагической
актрисы
обнаружился превосходный комедийный талант, раскрывшийся в
фильме, действие
которого разворачивалось за кулисами крупного мюзик-холла.
«Мо-'; жет быть,
правда, что я танцую свои рольки, — говорила она, — но если бы
вы' знали, как
трудно мне это дается».
Назимова и ее подруга художник-декоратор Наташа Рамбова хотели
экрани-1 зировать
скандальную «Афродиту» Пьера Луи, которая шла на Бродвее при
анш-; лагах. Но
боссы «Метро» предложили Назимовой поставить не менее известный,
но более
приличный роман — «Даму с камелиями» Александра Дюма-сына.
Ее томная куртизанка Маргарита Готье — истинное творение
парижского полусвета. В
роли Армана Дюваля снимался тогда еще неизвестный статист
Ру-дольфо Валентине
Алла пережила с ним роман, хотя она была старше Рудоль-фо на
шестнадцать лет. Их
связь была недолгой. Валентине женился на Наташе Рамбовой.
Игра Аллы в «Камилле» (1921), как всегда, была неподражаемой, но
к тому времени
контроль властной и строптивой звезды на съемочной площадке уже
начинал
беспокоить руководителей «Метро». Контракт был расторгнут, и
Назимова
организовала свое собственное кинопроизводство.
Но мечту о независимости в настоящем искусстве пришлось
подкрепить материально —
почти все свои сбережения Назимова вкладывает в аренду небольшой
студии Роберта
Брайтона на авеню Мельроз и два фильма, снятые там, — «Кукольный
дом» и
«Саломею» (1923).
Первый проект особой славы Назимовой не принес. Хотя актриса
внесла в роль Норы,
когда-то сделавшей ее знаменитой по обе стороны океана, все свое
театральное
мастерство.
Тогда кинозвезда-продюсер решила рискнуть своей карьерой и
выбрала «Саломею»
Оскара Уайльда. Хрестоматийный библейский сюжет о Саломее,
падчерице царя Ирода
и дочери Иродиады, по наущению матери станцевавшей для отчима
свой эротический
Танец с семью вуалями, дабы получить от него на серебряном блюде
голову Иоанна
Крестителя, в искусстве рубежа XIX — XX веков становится
неожиданно популярным.
Алла предприняла попытку вернуться к стилю известного
английского художника
прерафаэлита Обри Бердсли и его потрясающих декораций к трагедии
Уайльда. Эта
была попытка создать кинематографический балет, что полностью
соответствовало
дарованию актрисы, которой французский киновед Деллюк дал такую
характеристику:
«...Алла Назимова— танцовщица, а не мим. <...> Назимова всегда
славилась тонким
пониманием кинематографа и работала со столь умелыми
ассистентами, что ее
кинематографический танец точно дозирован, прекрасно поставлен,
всегда
заканчивается в нужный момент и вписывается в общую идею фильма
или психологию
роли. Ее движения никогда не шокируют, часто увлекают и всегда
соблазняют.
Главная нить ее фильмов превосходна. <...> Отсюда возникает
ощущение чудесных
арабесок в черно-белом, которые остаются в памяти после встречи
с Назимовой».
Ни на йоту не отступая от пьесы, Алла попыталась выразить и
собственную
трагедию. Саломея Назимовой — личность, но личность трагическая.
Ибо ее гибель
неизбежна, если она пытается утвердить свою индивидуальность,
будь то в
захваченной римлянами Иудее или Голливуде века джаза.
Гнев Саломеи и желание отомстить находят свой выход в
кульминационной сцене —
Танце с семью вуалями. К 1924 году этот танец стал популярным
эротическим
аттракционом в шоу и варьете самых разных столиц мира.
«Саломея» была любимым детищем Назимовой. На производство ушло
350 000 долларов,
по тем временам очень большие средства для такого камерного
фильма.
Но прокатчики не торопились связываться с непривычной, чересчур
«художественной»
картиной. В итоге прокат, предпринятый «Юнайтед Артисте», не
окупил и половины
вложенных в нее средств. «Дикая орхидея декадентской страсти»,
как назвал фильм
рецензент журнала «Фотоплэй», не смогла быть поддержана
зрителями в силу
глупейшей прокатной политики.
Это был крах одной из первых попыток сделать подлинно
художественный фильм в
Америке.
После «Саломеи» Алла решает порвать с Голливудом навсегда, но,
подумав,
соглашается на предложение компаний «Ферст Нейшенал» и
«Витаграф» — продолжить
свое инфернальное амплуа. И снова пошли «проходные» роли: в
«Уличной мадонне»
(1924) она — легкомысленная красотка, покидающая своего богатого
содержателя и
опускающаяся все ниже и ниже. В «Искупленном грехе» (1925)
роковая
обольстительница парижского дна совершает кражу в церкви, но
раскаивается и
возвращается на путь истинный. В «Моем сыне» (1925) рыбачка
португальского
происхождения, нежно любящая своего сына, она делает все, чтобы
спасти его от
хищных объятий юной вамп (восходящая звезда Констанс Беннет), и
в финале фильма
выдает сына за добродетельную соплеменницу.
В своем красивейшем доме в Голливуде Назимова устроила нечто
вроде европейского
салона, где можно было встретить знаменитостей мира искусства,
гДе слышалась
французская, английская, русская речь... Шаляпин,
гастролировавший в Лос-
Анджелесе в 1923—1925 годах, заезжал обычно после концертов в
Сад Аллы съесть
пару бифштексов и выпить русской водки. Великая Анна Пав-
лова с балетмейстером Фокиным бывали в гостях вместе с четой
Мэри Пикфорд —
Дуглас Фербенкс — Назимова уговорила их в 1924 году сделать
экранную пробу
Павловой к новому фильму их компании «Юнайтед Артисте». Многие
художники и
писатели восхищенно вспоминают вечера в райском Саду Аллы...
Но в середине 1920-х Назимова в связи с финансовыми трудностями
была вынуждена
превратить свой Сад Аллы с особняком в отель, или, точнее, в
нечто вроде
пансиона с двадцатью пятью маленькими бунгало. Его тут же
окрестили Садом
Аллаха.
Но ожидаемой финансовой независимости не наступило. Меньше чем
через год «Сад
Аллаха», не выдержав конкуренции, оказался на грани банкротства.
«Сад» пришлось
продать в счет неуплаченных долгов и налогов. Однако актриса
выговорила себе
права на маленькую квартирку в пансионе и всегда, когда бывала в
Голливуде, жила
там, по-прежнему с королевским достоинством.
Годы принесли и личные утраты. Чарлз Брайант женился на
молоденькой и
состоятельной девушке. Голливудская карьера Назимовой клонилась
к закату. В 1929
году, снова возвращаясь к театру, горестно обронила: «Ах, если
бы я могла сжечь
все свои фильмы — до последнего дюйма. Я стыжусь их».
Назимова играет во вновь организованном Евой Ле Гальенн в
Нью-Йорке «городском
репертуарном театре». 15 октября 1928 года премьера «Вишневого
сада». В роли
Раневской — Назимова. Она гастролирует в Лондоне и Париже. В ее
репертуаре —
чеховский «Вишневый сад», тургеневский «Месяц в деревне»,
«Призраки» Ибсена,
Бернард Шоу, Юджин О'Нил... Актриса виртуозно демонстрировала
смену настроений,
от веселья к печали, от беззаботности к тревоге. Секрет игры
Назимовой, отмечали
критики, в том, что играет, говорит все ее тело с головы до ног,
она постигает
тайну гармонии речи и жеста. Театралы вновь избирают Аллу
Божественную своей
королевой. Теннесси Уильяме, еще студентом видевший ее в одном
из спектаклей,
признавался: «Это было одно из тех незабываемых впечатлений,
которые заставили
меня писать для театра. После игры Назимовой хотелось для театра
существовать».
12 декабря 1935 года Назимова сыграла фрау Альтинг в
«Привидениях» Ибсена.
Рецензент «Ивнинг джорнэл» восторженно писал: «Это не игра, это
массовый
гипноз».
В начале 1940-х Алла Назимова вновь приходит в кинематограф. Но
теперь ее роли
далеко не главные, хотя она по-прежнему остается звездой и
превращает свой выход
в маленький спектакль: у Мервина Ле Роя в «Побеге» (1940), у
Рубена Мамуляна в
«Крови и песке» (1941), у Роланда Ли в «Мосту через реку
Сан-Луис» (1944), у
Винсента Шермана в «Нашем времени» (1944) с Михаилом Чеховым и
множеством других
русских эмигрантов, у Джона Кромвелла в фильме «С тех пор, как
ты ушла» (1944).
Роли породистых аристократок, преимущественно почему-то польских
графинь,
преследовали ее в конце жизни. В это же время Назимова начала
писать мемуары...
Круг друзей узок, но среди них немало бывших артистов из студии
Художественного
театра: Ричард Болеславский, Маручча Успенская, Аким Тамиров,
Михаил Чехов...
Алла Назимова, русская американка, реформатор театра и кино
Америки, умерла 30
июня 1945 года в Лос-Анджелесе в госпитале «Гуд Самеритен» от
коронарного
тромбоза. Ей было шестьдесят шесть лет. Она навсегда осталась
легендой Великого
Немого... |